Турбо или не Турбо, что выбрать?

turbo0 Турбо, это звучит, это обещает многое и привлекает внимание. На нашем рынке есть радиостанции MegaJet и Yosan промаркированные как Turbo, что же это значит? Так ли отличаются Turbo версии MegaJet и Yosan от не турбированных собратьев по линейке? Кроме описания радиостанций постараюсь коснуться и «турбо» антенн.

Итак, что же такое Turbo, применительно к радиостанциям марки MegaJet и Yosan? Все просто. Это радиостанции с повышенной выходной мощностью! К примеру, если обычная MJ-650 имеет выходную мощность около 8 ватт, то MJ-650 Turbо способна предложить нам аж 16-17 ватт (в FM), или, например, Yosan Excalibur выдает около 8 ватт, то Yosan Excalibur Turbo способен отдать аж 20вт (в FM). И это справедливо почти для всех моделей этих марок, за небольшим исключением. Много это или мало? Так ли эффективны Turbo станции? Давайте разберемся.

Из курса физики мы помним, что сила сигнала убывает обратно пропорционально квадрату расстояния или 1/r^2. Отсюда можно сделать вывод, что при прочих равных условиях, для увеличения дистанции передачи в 2 раза, мощность передатчика необходимо увеличить в 4 раза! Например, если радиостанция выдает у нас 10 ватт, то для увеличения расстояния передачи в 2 раза необходимо поднять мощность до 40 ватт. Или с 4 до 16. И так далее. Распространенной ошибкой является мнение, что мощность нужно увеличивать в 16 раз (чего уж там, сам автор одно время заблуждался в этом вопросе). На деле это не так, и заблуждение попало в оборот из радиолокации, где мощность действительно нужно увеличивать в 16 раз, поскольку сигнал должен дойти до препятствия и, отразившись от него, вернуться обратно к антенне. У нас такой задачи, естественно, нет.

Итак, мощность турбо станции, как правило, выше в 2 раза, это будет означать, что дальность радиосвязи на передачу (не на прием), должна увеличиться, в среднем на 85% или в 1,7 раза. Здорово, правда? Но не спешите особенно радоваться и бежать покупать аппараты с приставкой «Turbo». Все это справедливо для идеальных условий и чистого эфира. В реальности все будет несколько скромнее, поскольку эфир на частотах гражданского диапазона чистым не бывает, здесь присутствуют различного рода помехи, постоянно работающие корреспонденты и вообще, творится полный бардак. Иной раз приемник радиостанции забивается настолько, что принять что-то даже от близко идущего корреспондента очень сложно, особенно это относится к 15 каналу и амплитудной модуляции (AM). И поделать с этим практически ничего нельзя, поскольку в данный момент мы прошли пик солнечной активности и, в общем-то, уже должен начаться спад, но пока этого не наблюдается. Остальные подробности в статье  «Меняем свое отношение к эфиру или что такое дальнее прохождение».

Достоинства

В этих сложных условиях станция с повышенной мощностью способна с бОльшим успехом пробиться через помехи и донести информацию, которую вы хотите передать. Преимущество, прямо скажем, не великое, но, тем не менее, не лишнее. Я не являюсь большим поклонником турбированных аппаратов, поскольку с ними возможны различные сюрпризы кои можно отнести к недостаткам о которых ниже.

Недостатки

Идеологию построения выходных каскадов у турбированных станций можно разделить на 2 типа.

  1. В выходном каскаде используются 2 транзистора типа 2SC2078 или 2SC2075, а в раскачке стоят 2SC2314 и 2SC2078. Не экономично со всех точек зрения, зато надежно. Выпалить такую связку довольно проблематично.
  2. В выходном каскаде используется 1 транзистор 2SC1969, 2SC1945, MRF477 и подобные, или полевик вроде RD16HHF1, а в раскачке стоит 2SC2314 или 2SC2166. Спалить проще, но тоже нужно постараться.

В любом случае и те и другие варианты не всегда работают стабильно, особенно с суррогатными, не настроенными, не правильно установленными, неисправными антеннами или антеннами на магните. Выходные каскады, работая в не свойственных им режимах способны входить в самовозбуждение и «залипать» на передачу. В результате, после сеанса передачи может пропадать прием, корпус станции разогревается и возможен выход из строя транзисторов выходного каскада, если вовремя не заметить и не перезапустить станцию, дело может дойти до того, что из станции выйдет волшебный дым, на котором работает вся электроника. 🙂 Подобные спецэффекты говорят о том, что с антенной что-то не в порядке. Безусловно, такое поведение характерно не для всех Турбо станций, и может и не проявиться, но склонность такая имеется у абсолютного большинства и об этом нужно помнить.

Модели

Ниже представлен актуальный список моделей радиостанций с выходным каскадом повышенной мощности (Turbo, HP). Описан тип выходного каскада, например ВК-2 означает, что выходной каскад выполнен по второму типу, модель транзистор(а, ов), выходного каскада, замечены ли частые случаи появления самовозбуждения при эксплуатации с суррогатными и не настроенными антеннами (да, нет).

Vector VT-27 Comfort HP – ВК-2, RD16HHF1,  да.
MegaJet MJ-350 Turbo – ВК-2, 2SC1969, нет.
MegaJet MJ-450 Turbo – ВК-2, 2SC1969, нет.
MegaJet MJ-600 Turbo — ВК-1, 2SC2078, нет.
MegaJet MJ-600 Plus Turbo — ВК-1, 2SC2078, нет.
MegaJet MJ-3031M Turbo — ВК-1, 2SC2078, нет.
MegaJet MJ-650 Turbo — ВК-2, 2SC1969, нет.
MegaJet MJ-850 — ВК-1, 2SC2078, да.
Yosan Excalibur Turbo — ВК-1, 2SC2078, нет.

А как обстоят дела у Вас? Были ли проблемы при эксплуатации турбированных радиостанций? Если да, прошу в комментарии.

Антенны

И раз уж затронули тему турбированности, нужно рассказать и об антеннах. Если коротко, то это красивый маркетинговый ход помогающий продавать в общем-то и без того не плохие антенны.

Здесь можно описать все коротко. В модельном ряду Lemm нет четкой градации того, как называются антенны и где добавляется приставка Turbo, а вот в модельном ряду Sirio есть. Остальные производители приставки Turbo не используют. Что касается Sirio, то здесь используется концепция быстрого складывания. К примеру, есть антенна Sirio 5000 Performer, а есть Sirio 5000 Turbo. По сути антенны совершенно одинаковые.

sirio-sirio-performer-5000-pl-antena-radio-cb-4c33847e9928a

Однако у Sirio 5000 Performer система складывания реализована классически, с «барашком», а у Sirio 5000 Turbo система складывания шарнирная, то есть катушку антенны нужно немного открутить и легким движением руки сложить вдоль кузова. Выигрыш по времени не большой, но он есть. Turbo.

Что касается Lemm, то здесь концепция иная и более утилитарная. Приставка Turbo обозначает, что антенна рассчитана на большую подводимую мощность (2кВт). К таким антеннам относятся почти все старшие модели, Lemm 2001 Turbo, Lemm 3001 TurboStar, Lemm 3001 Rambo (не турбо, но катушка такая же как и у 3001 TurboStar), кроме, пожалуй, Lemm 1002 MiniTurbo.

И в качестве заключения, небольшое отступление.

Явление «Turbo» присуще не только нашему рынку радиостанций. Впервые идея сделать си-би радиостанцию со встроенным усилителем мощности пришла в голову американцам. Однако законы в этой далекой заокеанской стране довольно строги и радиостанции с повышенной мощностью на си-би частотах использовать нельзя. В США ограничение 4 ватта и модуляция только AM и SSB. Производители подумали и решили делать трансиверы 10 метрового диапазона для, якобы, радиолюбителей, с лицензией, но купить эту технику мог любой желающий, плюс она легко раскрывалась на гражданский диапазон и была способна работать там, на полную мощность.

GalaxyDX98VHP

Понятное дело, если бы таким си-бишником заинтересовались органы внутренних дел, то ему грозил бы крупный штраф, но к счастью, в США дело с регулированием этого вопроса очень похоже на то, как это обстоит в России. Вроде бы и нельзя, но всем пофиг.

Итог

Стоит или нет покупать турбированную радиостанцию? На этот вопрос однозначный ответ дать довольно сложно. С одной стороны, запас карман не тянет, и стоит турбо версия не сильно дороже обычной, но с другой стороны, всегда есть вероятность возникновения проблемы с работой мощного выходного каскада при не соблюдении правил эксплуатации. Как я уже писал выше, я не являюсь сторонником и поклонником турбированных версий, поскольку считаю, что если нужна большая мощность, то лучше поставить усилитель на 100, 200, 400 ватт и использовать его по необходимости. Но, тем не менее, если усилитель Вы ставить не планируете, то турбированные аппараты при должном подходе имеют право на существование и вполне могут стать хорошими помощниками в сложных условиях эфира.

Понравилась статья? Есть что дополнить и обсудить? Прошу в комментарии.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
Оставите комментарий ?

25 Комментарии。

  1. Статья хороша все раскрыто и понятно.Зачет;-)

  2. Использую Yosan Excalibur Turbo более полугода, причем использую активно, работаю в вызывном канале. Каких либо проблем замечено не было, установлена антенна на магнитном основании Sirio ML120. QSO проводил с Эстонией, Новосибирском, Донецком и т.д. Один раз, когда антенна была откручена, мой папа (он не разбирается в таких вещах) включил станцию, нажимал многократно тангенту, но ничего не случилось. Вообщем я доволен, качество сигнала все хвалят, настраивал дешевеньким показометром SWR-430.

  3. Можт невнимательно прочитал, но не нашёл ещё одного минуса турбо версий: не все усилители без проблем переваривают 15-20Вт на входе. Чаще они рассчитаны на входную мощность 4-10Вт.

    И ещё: на трассе лишняя мощность не нужна. Будешь кричать дальше чем слышать.

  4. Из всего понял , мощность нужна что бы только дальше крикнуть . И никакой тип шумодава , не спасёт от дальнего чистого приёма .
    То есть : MJ 450 будет иметь приём ( расстояние ) такое же как и MJ 450 Turbo ?
    Это при сравнении турбо и не турбо при однотипной антенне .

    • Именно так.
      На одной и той же антенне большинство радиостанций будут выдавать одинаковый звук.
      Но если рассматривать вариант когда оба абонента поставили турбоверсии то чистая и комфортная связь будет между ними на бОльшем расстоянии нежели с нетурбо версиями.

    • Приемник у них одинаковый, так что по приему все будет идентично.

  5. MegaJet MJ-600 Turbo — за 3 года проблем с выходным каскадом не было.
    MegaJet MJ-3031M Turbo — 3а 2 года проблем ни каких.
    (использую с врезными антеннами 1.9-2 м.)
    Ещё есть беспроблемная MJ-400 Turbo . Имеет обычную мощность 8 Вт.

    • Если антенна настроена в минимум КСВ, то проблем и не будет.
      Другой вопрос когда антенна не настроена. Можно легко спалить рацию.

  6. Есть mj 600турбо заметил что греется корпус и радиатор. Затем в ам при передаче когда заканчиваешь сеанс связи раздается писк (только после разогрева аппарата на холодную все норм). Антенна турбо 2001 ксв 1.1. вобщем снял и поставил просто 600mj без турбо. А турба ждет поездки в сервис. Кстати заметил что качество упало у новых mj600turbo. Мой старый простой 600 живет до сих пор. А на новой турбе уже менял крутилку громкости.

  7. Работаю с Vector VT-27 Comfort HP в раскрытом до 16 ватт состоянии. Проблем не было ни с самодельными антеннами волновой канал, ни с автомобильными с магнитками.

    В общем доволен, в нераскрытом состоянии даёт гарантированный выигрыш почти в 25% — гарантированно.

  8. Владимир

    Легальных 4 Вт в городе мало, вполне достаточно 10-20 Вт.

  9. Остановил выбор на Оптим 778.Опишите тип как Вы это делали выше.

  10. Имел ввиду достоинства и недостатки относительно р/с ТУРБО

  11. видимо вопрос задан не корректно?! Просьба была описать тип выходного каскада Оптим 778. Модель транзистор(а, ов), выходного каскада,замечены ли частые случаи появления самовозбуждения при эксплуатации с суррогатными и не настроенными антеннами (да, нет).

  12. Megajet 600Turbo, 4 года ежедневного пользования. Доработана модуляция, шумодав, добавлены «0», выходная мощность 18 Вт. Один недостаток, раз в два года приходится менять лампочки на дисплее.

  13. Доцент

    Однозначно не стоит покупать турбированные рации ибо из-за применения низкокачественных СМД-конденсаторов, низка ее надежность и, в случае перегорания рации, очень затруднен поиск и устранение такой неисправности!

  14. Михаил

    Добрый день. У меня mg-600 turbo с антенной vector ~160 см. на магните. Провод лежит в плотную с крышей. Пытаюсь настроит ксв и не получается.
    На каналах с 1-40 ксв показывает 1,5~1,7 и практически не меняется.
    С чем это может быть связанно? Как настроить антенну?

Оставить комментарий