ЧаВо по выбору оборудования гражданской радиосвязи

6b7c49bcd8682

В связи с тем, что на почту журнала и в группу ВКонтакте приходит огромное количество писем с вопросами о выборе аппаратуры связи, назрела необходимость составить небольшой рабочий список часто задаваемых вопросов, в котором собраны ответы относительно выбора аппаратуры связи гражданского диапазона для автомобиля.

Это далеко не полный список Часто задаваемых Вопросов (ЧаВо) и я буду рад новым интересным и частым вопросам, которые могут попасть в этот список. 🙂 Все желающие принять участие в составлении приглашаются в комментарии!

В: Нужно выбрать комплект для связи на си-би. Поможете?
О: Вопрос, на самом деле довольно обширный. Для начала определитесь для чего он Вам, от этого будет зависеть конечный результат, поскольку есть разные радиостанции, спроектированные под разные задачи. Выбор должен быть разумным и осознанным.

В: Нужна рация для канала дальнобойщиков (15AM), что посоветуете?
О: В принципе, таких станций довольно много. Выбрать действительно есть из чего. Стоит помнить, что дальнобойщики работают в амплитудной модуляции, и не у всех станций она есть. Например, рации ТАИС 41 и 43 (кроме модели с ЖКИ) начисто ее лишены. Так что в первую очередь радиостанция должна иметь амплитудную модуляцию. Второй момент, на который стоит обратить внимание, это наличие порогового шумоподавителя. Таким шумоподавителем обладают все станции фирмы Midland ALAN. Все станции President. Все станции Yosan (из тех, что продаются на территории РФ) и часть станций MegaJet. Общие рекомендации по выбору радиостанций изложены здесь.

В: Почему дальнобойщики работают в AM? Разве FM не лучше?
О: Так сложилось исторически. Дело в том, что родина гражданского диапазона находится за океаном, в США, а там для использования в личных целях разрешен только этот вид модуляции (AM) и боковая полоса (SSB). И когда у нас был разрешен гражданский диапазон, грузовики, приходившие из-за океана с установленным комплектом связи могли работать только в AM, FM в них просто не было. Отсюда и традиция. Но это даже удобнее, поскольку FM хоть и чище и менее подвержен помехам, но в среде дальнобойщиков не прижился по той причине, что в присутствии большого количества работающих станций в канале будет слышно только самую сильную, а в AM есть шанс разобрать несколько одновременно работающих станций. Таким образом получить нужную информацию проще.

В: А на сколько километров берет рация (название рации)?
О: Ну, во-первых не берет а принимает, а во-вторых принимает не рация, а антенна. Именно от выбора антенны, ее правильной установки и настройки на 80% зависит успех работы рации. Сама по себе рация, естественно, ничего принять не может. Так что вопрос поставлен не корректно. Но в общем виде на него можно ответить от 100 метров и до 40 километров.

В: Какая дальность у такого комплекта: рация XXXX и антенна YYYY. На сколько километров будет принимать и передавать такой комплект?
О: Вопрос очень сложный и без дополнительной информации на него ответить невозможно. Очень много зависит от того, как установлено оборудование связи на автомобиле. Правильно ли запитана радиостанции, правильно ли установлена антенна. Не зная этих данных делать какие-либо выводы относительно расстояния связи не представляется возможным. Кроме того нужно учитывать то, как установлено и настроено оборудование связи у другого корреспондента. Какое оборудование используется там, на другом конце. Дальность работы правильно и не правильно установленного и настроенного комплекта могут отличаться в разы не говоря уже о типах применяемых антенн и способах их установки. Не последнюю роль играет и рельеф местности. Поэтому с некоторой долей вероятности можно утверждать, что если продавец Вам рассказывает, что такой вот комплект будет работать на столько-то километров, а вот такой на столько, то он либо не понимает о чем говорит, либо пытается Вас обмануть.

В: Подскажите в чем проблема, разговариваем с коллегой по рации, прием отличный. Подъехал к нему рядом, сигнал пропал, я его слышу плохо, он меня вообще не слышит, отъехал от него метров на 10 связь возобновилась, разговаривали на 15 канале АМ.
О: Это называется «затык» в приемника в АМ. Нормальное явление, связанное с перегрузкой входных каскадов приёмника радиостанции. На близких дистанциях используйте частотную FM модуляцию, там такой эффект отсутствует.

В: Мне продали на рынке радиостанцию MegaJet MJ-300, 400, 600+ (Turbo), 3031M Turbo и сказали, что она отлично подходит для работы в канале дальнобойщиков, но шумоподавитель меня уже достал, он постоянно открывается и действует на нервы. Это брак или можно как-то исправить?
О: Как уже писалось выше, только некоторые станции MegaJet обладают пороговым шумоподавителем, который эффективно работает в 15 канале в амплитудной модуляции (AM). У вышеперечисленных станций порогового шумоподавителя НЕТ! В магазине Вам наверняка сказали, что он есть и даже, наверное, показали ручку, который он регулируется, однако действительно, ручка есть, а порогового шумоподавителя там нет! В этих станциях шумоподавитель только спектральный (автомат) с возможностью регулировки порога срабатывания который выведен на ту самую ручку с надписью SQ. У MJ-600+ есть даже кнопка ASQ которая якобы включает автоматический шумоподавитель. На самом деле эта кнопка просто переключает в цепь порога автомата вместо переменного резистора постоянный, и все! Автоматический, он же спектральный шумоподавитель не способен нормально работать в перегруженном канале, где используется амплитудная модуляция (AM), он будет постоянно открываться и действовать на нервы, поэтому выбирать вышеперечисленные станции для работы в 15 канале не рекомендуется. Для любознательных и желающих изучить вопрос глубже есть вот этот материал.

В: Хочу поставить в машину портативную радиостанцию Alan 42, чтобы и в руках таскать и в машине была связь. Что скажете?
О: Скажу, что это плохая идея, поскольку изначально эта станция спроектирована как носимая, а не возимая. И не смотря на то, что у нее есть т.н. каблук для подключения рации к внешней антенне и прикуривателю, в машине нормально она работать не будет. Сам каблук никак не защищен от наводок и как хорошая антенна будет собирать весь мусор с бортовой сети автомобиля. Перегруженность приемника станции помехами, сильно снижает чувствительность и как следствие, дальность приема. И то, что некто Вася, Петя, Вова катаются и что-то там принимают ни разу не аргумент в пользу этого варианта. Рекомендую посмотреть в сторону автомобильных, возимых радиостанций, а носимую использовать по прямому назначению.

В: У меня седан с салоном, в котором проблематично разместить рацию. Посоветуйте станцию для скрытой установки.
О: На данный момент таких станций 3 (из тех, что можно купить в РФ), это MegaJet MJ-555, President William и Optim Apollo 1. Наиболее достойный вариант, это Optim Apollo 1. Первая (MJ-555) довольно глючный и сырой аппарат, которые совершенно безобразно собран в Китае, второй (William) стоит как 3 MJ-555, при этом не обладает тем же функционалом что и 555, плюс имеются определенные недостатки в работе. Управление у Вильяма, правда, несколько удобнее, чем у MJ-555. Некоторым особняком стоит Оптим, который в принципе, если закрыть глаза на мелкие не существенные недостатки способен показать хорошее соотношение цена/качество.

В: Говорят, что нельзя включать радиостанцию, пока к ней не подключена антенна, это правда?
О: И да, и нет. Смотря, что под этим понимать. Включить рацию, именно включить ручкой или кнопкой,  без антенны конечно можно, например, чтобы проверить, включается ли она в принципе. А вот выходить на передачу без антенны строго не рекомендуется. Может выйти из строя выходной каскад передатчика.

В: Посоветуйте самую крутую и навороченную рацию
О: Yaesu FT-857D

В: Посоветуйте хорошую антенну для автомобиля.
О: Здесь, как и с радиостанциями, выбор огромен и каждая антенна спроектирована под определенный круг задач, на которые она рассчитана. Необходимо определиться с задачей и только после этого осознано выбирать антенну. Короткий обзор антенн можно посмотреть здесь.

В: Нужна хорошая антенна для канала дальнобойщиков.
О: Для канала дальнобойщиков нужна эффективная антенна! Объясняется это тем, что практически у всех дальнобойщиков антенна представляет из себя руины! Сгнившая катушка, не припаянный провод, просто дерьмовая антенна которую установили на пластиковый спойлер и.т.п. В связи с этим весь комплект из рации и такой антенны работает по принципу «кого вижу, того и слышу».  Поэтому, для того, чтобы их хорошо слышать и работать в эфире так, чтобы слышали они, необходимо иметь эффективную аппаратуру. По хорошему, это врезная антенна 2м и не самая дешевая радиостанция.

В: Посоветуйте (совместимую, подходящую) антенну для рации ХХХХ.
О: Антенна есть устройство независимое, и ей, по большому счету абсолютно все равно какая к ней подключена станция, равно как и станции, совершенно все равно какая к ней подключена антенна, лишь бы станция и антенна были спроектированы для работы на одном и том же диапазоне. Если все согласовано правильно, то любая рация гражданского будет работать с любой исправной антенной гражданского диапазона. Так что ответ будет — любую подходящую под Ваши задачи.

В: Нужна врезная эффективная и надежная антенна для автомобиля, до 2х метров.
О: Из  класса 2х метровых антенн внимания заслуживают Sirio Performer 5000, Sirio Turbo 5000, Sirio Performer P-1000 Optim CB-2001, Lemm AT-73. Lemm AT-2001 Turbo (оригинал).

В: 2 метра это для меня слишком, что можно поставить из 1,5м антенн?
О: Из класса 1,5м антенн стоит посмотреть в сторону Lemm AT-1000 Eagle. Sirio Performer P-800. Из антенна на магнитном основании лучше всего зарекомендовала себя Midland ML-145. Также достойны внимания Sirio ML-145 Mag и Optim CB-27, Optim ML-145.

В: А если меньше 1,5 метра?
О: Антенна длиной меньше 1,5 метра работают плохо. Исключение составляют только спиральные антенны, вроде Sirio T3-27, они не плохо работают на прием, но плохо на передачу.

В: Что скажете про антенну Lemm AT-1002 Mini Turbo?
О: Все что я хотел сказать, я высказал здесь. Если коротко, то – бесполезная трата денег.

В: Что скажете про антенну Sirio T3-27?
О: Для своего размера работает вполне прилично, но не более того. Подходит для работы в автоколонне. Обзор находится здесь. Сравнение работы с CB-2001 от Optim можно найти здесь.

В: Какие из КСВ-метров для си-би диапазона заслуживают внимания и корректно работают из коробки, а какие бесполезны и годятся только для индикации «наличия антенны»?
О: Все дешевые измерители коэффициента стоячей волны (около 500р.), вроде SWR-420, 430, 171 и подобные, за редким исключением врут. Поэтому покупка такого, с позволения сказать, прибора есть лотерея. Вам может попасться как нормально работающее устройство, так и совершенно не работающее в силу того, что у прибора где-то непропай или просто заклинило стрелку при некачественной сборке. В любом варианте все показания подобных приборов перед использование должны сравниваться с неким эталоном, антенными анализатором, уже проверенным КСВ метром и пр., поскольку все дешевые приборы могут основательно врать во всем рабочем диапазоне частот, как привило они сильно занижают показания давая оптимистичную картину, там где ее нет. Из КСВ-метров заслуживающих внимания, которые уже похожи на нормальные приборы и доступны, я бы отметил VEGA SX-200 клон Diamond SX-200 последний для наших задач неоправданно дорог.

Есть что дополнить? Прошу в комментарии!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
Оставите комментарий ?

49 Комментарии。

  1. Евгений

    Денис, подскажите. Пару слов, если можно: что лучше поставить в фуру для 15-ки: Мегаджет 3031М турбо или Оптим778. Если рассматривать только из этих станций, что из них лучше, и почему?

  2. Алексей

    Денис, а какую бюджетную станцию Вы порекомендуете?

  3. А что лучше: Lemm AT-1000 Eagle или Sirio Performer P-800 или Sirio T3-27?

  4. Владимир

    Как я понимаю, AT-3001 turbo star и AT-3001 rambo не упоминаются в основном из-за цены?))

  5. Алексей

    В: Посоветуйте самую крутую и навороченную рацию
    О: Yaesu FT-857D с антенной ATAS-120

  6. Ромаха

    По совету Дениса устанрвил связку vector vt 27 comfort +lemm at 1000 eagle.Использование более полугода,работа в 15 канале.Доволен как слон! С кем ни общался,все говорят меня слышно просто отлично,как будто я рядом.КСВ 1,3.Антену постоянно складываю при заезде в гараж,пока все отлично!Сшибал ей сучки в лесу с деревьев,без проблем.На вектор установил выносной динамик (подключил штатный динамик в авто с водительской стороны)теперь когда играет громко музыка в авто и в эфире говорят,я слышу отлично!Провод гарнитуры жестковат,и регуляторы также туго крутятся на морозе,но после 20мин.прогрева авто все нормализуется!Надеюсь мой миниотзыв кому нить пригодится.

  7. Александр

    vector vt 27 comfort снята с производства вроде?

  8. андрей

    саша вектор с производства не снят.отличная рация работаюшая из коробки. 10 сеток +дырки

  9. трехсотыйзонт

    Возможно стоит указать куда лучше ставить антенну на автомобиль. Отдельно вопрос про грузовики. На тот случай если кто впервые на ресурсе.

    А так вопрос: Какие из КСВ-метров для си-би диапазона заслуживают внимания и корректно работают из коробки, а какие бесполезны и годятся только для индикации «наличия антенны»?

  10. Алексей

    Приветствую.
    Для Optim Apollo I — какую посоветуете антенну.
    Не на магнитном основании, буду к рейлингу выводить площадку.

  11. Алексей

    Денис, тогда уж дополните общими правилами подключения аппаратурык бортовой сети. Можно еще упомянуть презренную sirio triflex как вариант для неприметного оборудования авто. Как отличить рабочую т3-27 от нерабочей подделки при покупке? Прозвонить омметром штырь. Рабочая имеет сопротивление 10-15ом. Нерабочая звонится как КЗ

  12. сергей

    есть ваз 2111 с релингами и де антены
    1.сирио мл 145 на магните
    2.сирио перформер 5000 с кронштейном на релинг
    что лучше поставить ? крышу не хочу дырявить(((((((((

  13. Денис-Лефортово

    Привет, спасибо за статью,
    А вот 1002ую не обижай, я уже доказал что антенна очень очень не плоха на передачу и при этом переваривает мощности приличные
    просто у нее маленькое сопротивление,его поднять нужно( закоротив нижнюю катушку «неправильной установкой цанги»)

    для работы базовая-авто вообще идеал.

  14. Денис, здравствуй!
    У меня возник вопрос:
    1. А что будет с приемом и передачей сигнала если использовать две антенны?
    2. Можно ли тем самым улучшить показатели коротких антенн до 50см.? Увеличивая их кол-во. Например поставить 2 шт. вот таких антенн — http://www.radiopro.ru/next/wp-content/uploads/CB-1177.jpg (ссылка на картинку)

  15. АЛЕКСАНДР

    денис подскажите как на рацию и антенну может повлиять молния? и какие действия при работе в грозовых условиях?

  16. АЛЕКСАНДР

    денис ну это само собой что лучше не работать! а вот такая ситуация-еду на авто с антенной и рацией и вдруг гроза! что делать? антенну снимать? или складывать? как обезопасить своё оборудование и здоровье?

  17. Денис ,посоветуйте пожалуйста радиостанцию си-би гражданского диапазона для стационарного использования дома с возможностью в будущем подключения усилителя на 100вт???задача работать в эфире на 27,200.

  18. АЛЕКСАНДР

    так какие рекомендации по работе в плохих метеоусловиях(в грозу)? как уберечь себя и своё оборудование?

  19. АЛЕКСАНДР

    рация и антенна стоят на авто. что делать в грозу что бы антенна не стала громоотводом?

  20. Александр

    Добрый день Денис!
    Прежде всего хочу поблагодарить за создание данного сайта! Очень полезный ресурс, во всяком случае для меня лично. Часто читаю ваши посты, обзоры и комментарии, благодаря чему мои познания в области гражданской радиосвязи значительно расширились и углубились. Но всё же остались некоторые не совсем понятные моменты, которые мне, как простому пользователю не совсем ясны. Если не затруднит, дайте пожалуйста более подробные разъяснения на несколько вопросов. Думаю таким как я будет познавательно.
    Сообщение возможно несколько объёмным получилось, за что прошу извинить, старался спрашивать только то, на что не смог найти ответы, или где мнения знатоков расходятся.
    1. РАДИОСТАНЦИЯ: Выбор радиостанции пал на Yosan Excalibur Turbo (именно Turbo, потому что глубина посадочного места установки в личном авто не позволяет поставить более длинную Yosan Excalibur), да и дополнительный динамик ставить не планирую, а здесь он на передней панели, что несомненно на мой взгляд является большим плюсом. Естественно в будущем будет доработана (разумеется не мной лично).
    Радиостанцию предполагается использовать и на рабочем грузовом автомобиле (24в) и на личном (12в). Связь будет осуществляться на обеих машинах как в условиях города, так и по трассе. Думаю для многих это актуальный вопрос. Выход есть, преобразователь напряжения. Как вариант рассматриваю «Преобразователь напряжения на микросхеме XL4015» описанный Вами в одном из обзоров.
    Отсюда возникло несколько вопросов:
    ❓ При использовании радиостанции на разных машинах, с разными напряжениями борт.сети преобразователь необходимо будет постоянно подключать и отключать, в зависимости от сети? Или достаточно будет единожды установить и он сможет работать постоянно на обоих автомобилях?
    ❓ Возможно ли этот преобразователь вмонтировать внутрь корпуса указанной радиостанции? Если да, то в каком месте это лучше сделать и как правильно (изоляция, крепление, экран)?
    2. АНТЕННА: Автотрансформаторная. На личном автомобиле будет устанавливаться на крыше, под рейлинг на кронштейн под «честную массу» либо вместо штатной антенны там же на крыше. На грузовой, пока не определился.
    Учитывая условия эксплуатации на двух автомобилях, хотелось бы найти оптимальный вариант. Для личного авто рассматривал варианты с 2 метровыми антеннами (Lemm AT-2001 Turbo, Optim CB-2001, Sirio 5000 Performer). Но этот вариант не очень подходит для грузового автомобиля из-за высоты и не удобства транспортировки в снятом виде. Для грузового на мой взгляд лучше подошли бы (Lemm AT-1000 Eagle, Sirio Turbo-3000, Sirio Performer P-800). Все антенны только врезные, другие пока не рассматриваю.
    ❓ Тут вижу два выхода: а) Покупать две антенны 2 метровую на личный и 1,5 метровую на рабочую, но получается слишком дорого. б) Ставить 1,5 метровую и использовать её на обоих автомобилях. Но в этом случае вероятно страдает качество приема-передачи на легковой? Как правильнее поступить?
    ❓ Читал о возможности использования одной антенны для радиостанции и для магнитолы, через Duplex Filter (дуплексный фильтр). Но тут мнения разделились…. Одни говорят, что фильтр можно использовать на вышеуказанных антеннах (автотрансформаторных), другие говорят, что категорически запрещено! Так как всё-таки правильно? С какими антеннами его можно использовать, а с какими не стоит?

    • По этому преобразователю, достаточно один раз установить внутрь и забыть. При этом можно будет работать как в сети 24в так и 12в. Можно вмонтировать в корпус подальше от входных цепей приемника.
      По антенне ставьте 1,5 и на грузовик и на легковую и не мучайтесь.
      По магнитоле, не стоит. Лучше использовать отделенную антенну предназначенную именно для этих целей. С автотрансформаторами эти дуплексеры работают плохо.

  21. Евгений

    Денис подскажи какую рацию выбрать мегаджет 333турбо или 350турбо?

  22. Вадим

    Волна наша тоже очень хорошая радиостанция.

  23. Александр

    Подскажите мне,прочитал очень много информации,в голове уже каша,мне нужна рация для трассы,15 канал(сам дальнобойщик)сейчас стоит алан100плюс…вроде как и доволен,но хочется поставить по мощнее,предлагают мегаджет600,купленная года два назад,не работала…стоит ли ее брать,или купить какую то другую,посоветуйте какую….спасибо..

    • Если все устраивает, то не нужно ничего менять. Если хочется новую игрушку, то можно и поменять. Но после алана, не исключено, что мегажуть может и не понравится. Попробуйте. 🙂

  24. Александр

    Спасибо за быстрый ответ…А какую посоветуйте?из современных(хочется по мощнее,чем сейчас)…..

Оставить комментарий