Установка радиостанции и антенны связи на автомобиль – процесс непростой и имеющий в своем составе много подводных камней. В этой статье мы рассмотрим процесс установки оборудования связи на автомобиль Ford Ranger 2010 года выпуска. Все будем делать как положено, с врезкой антенны и стационарной установкой радиостанции.
Подобную статью я уже выкладывал в журнале, она касалась автомобиля Chevrolet Aveo, и вы можете с ней ознакомиться здесь.
В этот раз мы будем радиофицировать пикап Ford Ranger. Установка производилась вдвоем, в ней принимали участие автор сего опуса, собственно, RADIOCHIEF и хозяин автомобиля Владимир.
Для установки комплекта из радиостанции и антенны нам потребуется:
- Антенна (в нашем случае Optim CB-2001)
- Радиостанция (в нашем случае Optim Apollo 1)
- Усилительная пластина из нержавеющей или оцинкованной стали для упрочнения крыши в точке установки антенны
- Кабель сечением 2кв.мм необходимой длины, для запитки радиостанции от аккумулятора
- Держатель предохранителя для установки на провод питания (+ предохранитель на 5А)
- Гофра подходящий длины и сечения, для защиты питающего провода
- Изолента
- Термоусадки различных диаметров (+ термофен или зажигалка для их усадки)
- Клеммы и наконечники для обжима проводов
- Обжимной инструмент
- Ступенчатое сверло с одним из диаметров 10мм
- Шуруповерт или дрель
- Наждачная бумага для зачистки крыши изнутри
- Консистентная смазка Литол-24, для консервации места установки, а также внутренностей антенны
- Нож для зачистки антенного кабеля и проводов
- Прочий инструмент, необходимый для разборки и сборки салона автомобиля
- Трезвая голова и прямые руки
Прежде чем приступать к установке, настоятельно рекомендую ознакомиться вот с этим материалом, а также вот с этими материалами, в которых описаны главные принципы установки радиостанций и антенн гражданского диапазона на автомобиле. А также рекомендую почитать про правильную подготовку антенн к эксплуатации.
Установка антенны
Установка антенны начинается… нет, не с отверстия в крыше автомобиля, а с выбора места установки. И поскольку вопрос это не праздный, также рекомендую посмотреть вот это видео, в котором подробно описан алгоритм выбора места для установки антенны.
В нашем случае мы ставим врезную антенну Optim CB-2001 самым правильным для этого способом, проделав отверстие в крыше автомобиля. Тем самым мы соблюдаем все правила и требования и в итоге получим отличную связь.
Точка установки была выбрана не в геометрическом центре крыши, а со смещением назад, что обеспечит нам вытянутую вперед диаграмму направленности антенны, и удобство ее обслуживания. Достаточно открыть заднюю дверь, встать на порог двери, или залезть в кузов пикапа, и добраться до антенны не составит никаких трудов. Установка должна быть удобной и эффективной.
Следующий этап: разборка салона автомобиля, которая необходима для того, чтобы добраться до металла крыши. Подробно описывать этот процесс не буду, он немного отличается в разных автомобилях, но суть, обычно, всегда одна: это освободить потолок от поддерживающих его конструкций по бокам и в центре, и сдвинуть его вперед, для того чтобы было удобно работать.
Далее мы, в соответствии с планом, размечаем место будущей установки антенны и сверлим отверстие (в случае с Optim CB-2001, диаметром 10мм).
Вот такое аккуратное и красивое отверстие получается после обработки.
Следующий этап – это зачистка крыши автомобиля изнутри до голого металла. Это необходимо для обеспечения хорошего контакта между узлом крепления антенны, усилительной пластиной и непосредственно крышей.
После зачистки необходимо смазать открытые металлические участки консистентной смазкой Литол-24 для предотвращения окисления. Много мазать не нужно, достаточно тонкого слоя консерванта.
Усилительная пластина в нашем случае представляет собой обрезанный с двух боков металлический диск, предположительно из нержавейки, от сепаратора (что и откуда не спрашивайте, не знаю, но он достаточно крепкий и обеспечил достаточную жесткость). Диск был отформован по профилю крыши. В идеале, берется пластина больших размеров и одним или двумя концами приклепывается к усилителям крыши. Но в нашем случае это было бы избыточными. Даже такой пластины достаточно для того, чтобы машину можно было бы раскачивать за установленную антенну, не боясь повредить металл крыши.
Устанавливаем бутерброд из узла подключения кабеля и усилителя крыши на место.
Прикручиваем к антенному основанию на крыше.
Для предотвращения окисления узла подключения кабеля также промазываем его Литолом 24.
Также подготавливаем саму антенну к установке. Подробнее про это можно почитать здесь.
Вуаля, антенна на месте (жаль в фокус не попала)!
Достаем анализатор и проверяем, все ли правильно мы сделали. Как видите, никаких проблем нет, антенна сразу настроилась в нужную нам сетку и обладает минимальным КСВ=1.13 и X=0 Ом. Очень хорошо.
Протаскиваем кабель по салону автомобиля до точки установки радиостанции. Для этого удобно использовать штырь антенны, закрепляя кабель на нем при помощи изоленты.
Установка радиостанции
Радиостанцию решили устанавливать под водительское сиденье, такой вариант показался наиболее удобным и благоразумным. Если машину не топить в болоте (а это не предполагается), то такой вариант вполне имеет право на существование.
Для начала готовим кабель питания. Монтируем на него держатель, предохранитель и обжимаем клемму которая будет крепится к аккумулятору.
Просовываем провод питания в гофру, подключаем к бортовой сети и удобным способом крепим его под капотом автомобиля.
Заводим провод питания через манжету в салон и протягиваем до точки установки. Для этого также удобно использовать штырь антенны, закрепляя кабель на нем при помощи изоленты.
Поскольку мы решили ставить радиостанцию под водительское сиденье, получилось у нас вот так.
Монтируем блок радиостанции на родную скобу и на приливы кузова, закрепляем болтом. Минусовой провод питания делаем коротким и цепляем таже на кузов на ближайшую точку при помощи барашка. Плюсовой провод питания радиостанции аналогично укорачиваем и соединяем с проводом, который мы протащили от аккумулятора. Напаиваем на антеннфый кабель разъем PL-259, прикручиваем разъем к радиостанции. Получается вот так.
Ставим сиденье на место, прикручиваем и устанавливаем под капот предохранитель. Если сразу ничего не коротнуло, не взорвалось и не сгорело, ура, мы справились! Включаем радиостанцию и проверяем связь.
Собственно, на этом, наверное, следует закончить. Удачных вам установок.
Всем удачи, 55, 73!
Да лучше бы вместо иконок нормальную рацию вставить…
Это уже к хозяину автомобиля. Каждый верит во что хочет. Кроме того, аполло отличная станция.
Денис, доброго времени суток в данной статье использовался антенный анализатор NS-60A очень похож на KVE60C. Интерфейс один в один. Хотелось бы обзор NS-60A или может сравнение тех. характеристик.
Фактически это тоже самое, обзор на KVE60C есть в журнале.
Круто!Мощно!Как у Рейнджера Уокера! Только разговаривать по ней с кем? Разве что с Кабаном? Вымерло СиБи лет 15 как. Осталось только dx на Сиби. Уж лучше Zello а айфон или его клоны.
За высокую оценку спасибо, но Вы, похоже, немного отошли от темы, все вполне себе живет. И применений си-би масса, кроме DX. Если бы все вымерло, я бы давно уже переключился на обзоры каких-нибудь телефонов. ))) В данном конкретном случае, человеку нужна связь на дороге, про пробки узнавать и солярку покупать.
СиБи как никогда ранее набирает обороты среди водителей. В 2000ых не было такого количества корреспондентов на дорогах. Таксисты не в счет)