Как запитать радиостанцию в автомобиле

0_39880_adf864e8_L

По просьбам трудящихся выкладываю короткую статью по правилам подключения аппаратуры связи гражданского диапазона (и не только) в автомобиле. Написать этот небольшой обзорный материал нужно было бы раньше, да и информации, в общем-то, достаточно, но все не доходили руки.

В принципе, все просто, но соблюдение нижеописанных правил позволит Вам получить максимум от выбранной и установленной аппаратуры связи. Избежать потенциально возможных проблем, вроде сильного ухудшения связи по причине наводок со стороны бортовой сети автомобиля. Вся информация лично проверена на практике.

Общие принципы

Схематически, способ запитки от бортовой сети рации и усилителя представлен на рисунке ниже (спасибо ci-bi.com), рисунок я несколько изменил и сделал более общим, но придумывать что-то более подробное смысла нет, иллюстрация отличная.

usilok_02

Красным и черным цветом показаны провода питания рации и усилителя. Голубым — ВЧ кабели соединяющие антенну и усилитель, усилитель и рацию.

  • Питание радиостанции должно осуществляться от аккумулятора автомобиля отдельным проводом. Тянем от аккумулятора только один плюсовой провод, минус тянуть не нужно. На протянутый провод рядом с аккумулятором устанавливаем предохранитель, чтобы в случае не запланированного замыкания плюсового провода на массу не произошло его возгорание и соответственно пожар в машине. Штатный предохранитель радиостанции при этом ликвидировать не нужно. Номинал подкапотного предохранителя выбираем из рекомендаций ниже.
  • Минус радиостанции подключаем непосредственно к кузову в месте установки проводом минимальной длины. Масса должна быть надежной, это важно. Идеально использовать для этого какие-нибудь шпильки вваренные в кузов.
  • Допускается подключение радиостанции и усилителя к аккумулятору двумя проводами (плюс и минус). При этом нужно помнить, что длина проводов в этом случае должна быть одинакова и на минусовую клемму рядом с аккумулятором тоже необходимо установить предохранитель. Плюсовой и минусовой провода необходимо свить вместе, получив витую пару. Но такой метод более трудо- и материально-затратен и если Вы уверены в надежности бортовой сети своего автомобиля и его кузов не представляет собой гнилое, дырявое ведро, то лучше избрать классический способ подключения.
  • Усилитель, если планируется его использование необходимо запитывать точно также как и радиостанцию (плюс с аккумулятора, минус с кузова). Можно использовать тот же самый провод от аккумулятора, однако сечение его должно быть больше чем для питания одной лишь радиостанции, конкретные цифры ниже.
  • Для управления усилителем, если он установлен в труднодоступном месте, в цепь его питания можно включить реле для оперативного включения/выключения. Для этого можно использовать обычное реле стартера от автомобилей ВАЗ или ГАЗ, рассчитанное на ток 20-40А. Распиновка и способ подключения такого реле показана на рисунке.

Выбор сечения проводов и номиналов предохранителей для питания рации и усилителя 

Провода лучше всего использовать медные, многожильные типа ПВ-3 и им подобных.

  • Радиостанция, без усилителя. Длина питающего провода менее 2,5 м – 1 мм.кв, если длина более 2,5 м, то – 1,5 мм.кв, подкапотный предохранитель 5-10А.
  • Радиостанция, с усилителем 100 ватт (KL203, КП101-12, 747). Длина питающего провода менее 2,5 м – 1,5мм.кв, более 2,5 м – 2,5 мм.кв. подкапотный предохранитель 15-20А
  • Радиостанция, с усилителем 150-200 ватт (SG200, KL300, KL400). Длина питающего провода менее 2,5 м – 3 мм.кв, более 2,5 м – 4 мм.кв, подкапотный предохранитель 25-30А.
  • Радиостанция, с усилителем 280-400 ватт (SG400, KL500, 797). Длина питающего провода менее 2,5 м – 4,5 мм.кв, более 2,5 м – 6 мм.кв, подкапотный предохранитель 40-50А.

Предохранитель у аккумулятора лучше всего использовать флажковый, как во всех современных автомобилях. Найти их не сложно, равно как и колодки к ним.

37639Predohranitel_flazhkovij_OSWALD__5A

 

 

 

 

 

 

В случае использования предохранителей 40-50А, лучше всего использовать предохранители для питания авто акустики. Хорошо зарекомендовали себя предохранители больших номиналов с держателями в виде колб.

e373a5f702ddb774

Питания радиостанции и усилителя одним или двумя проводами?

Поскольку существует несколько мнений на счет правильности подключения, одним или двумя проводами, то от себя скажу, что, в принципе, возможны оба варианта. Но в каждом конкретном случае нужно принимать решение исходя из особенностей конкретного автомобиля. Иногда проблемы с помехами и саовозбуждениями не удается решить при помощи одной схемы подключения и тут может помочь альтернативная.

Преимущества подключения только одним проводом к АКБ

  • Тянем только один провод от аккумулятора.
  • Используем только один предохранитель у аккумулятора.
  • Нет проблем с отключением массы от АКБ, при таком подключения не образуется петля заземления через антенный кабель.
  • Такое подключение не чувствительно к синфазными помехам, а противофазные замечательно давятся встроенным в радиостанцию фильтром.

Недостатки подключения только одним проводом к АКБ

  • Иногда, особенно на ржавых кузовах сильно б/у автомобилях и в некоторых других случаях, когда кузов автомобиля не может служить полноценным проводником постоянного тока возможны всякие спецэффекты. В этом случае лучше использовать альтернативную схему подключения минуса непосредственно к АКБ.

Преимущества подключения двумя проводами к АКБ

  • Проистекают из недостатков подключения минусового провода к кузову. При использовании двух проводов мы изолируемся от дефектов и особенностей проводимости кузова конкретного автомобиля.

Недостатки подключения двумя проводами к АКБ

  • При правильно установленной антенне, на честной массе, и отключении массы, например выключателем массы от АКБ образуется земляная петля, и если забыть включить массу, то при попытке завести двигатель весь стартерный ток потечет через оплетку кабеля антенны.
  • Необходимо устанавливать дополнительный предохранитель, на провод, идущий к минусовой клемме аккумулятора.
  • Необходимо тянуть второй провод к АКБ
  • При таком подключении образуется земляная петля между аккумулятором и радиостанцией, обладающая своей резонансной частотой и при неблагоприятных условиях вполне способная собирать помехи с бортовой сети и окружающего пространства.

И помните, правильное питание – залог корректного функционирования аппаратуры. Некоторые станции очень капризны в отношении правильного и стабильного питания, пример тому MegaJet MJ-555, которая при недостаточном напряжении будет глючить. Кроме того, правильно запитанное оборудование связи в гораздо меньшей степени подвержено помехам которые способна генерировать бортовая сеть автомобиля и прочее оборудование, вроде китайских зарядников, блоков питания дешевых регистраторов и прочий электронный хлам в который китайцы в целях экономии не поставили соответствующие фильтры ради удешевления. Но это тема для отдельной статьи.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
Оставите комментарий ?

78 Комментарии。

  1. Ромаха

    У меня так и подключенно!

  2. сергей

    денис. есть смысл ставить кнопку включения рации?на «красную линию» ,чтоб лишний раз ручку громкости не крутить.

    • Сергей, тут кому как удобнее. Скажем так, противопоказаний для этого никаких нет, лишь бы кнопка по току подходила.

      • Я поставил выключатель, на управляющий провод на реле разрывающее питание РС, одно положение всегда включена, второе, только при включённом зажигании.
        Очень удобно, не необходимости каждый раз заводя машину включать радиостанцию ручкой на ней, и есть возможность пользоваться ей на стоянках.

  3. Алексей

    Аналогично. Единственное, по сечению проводов не уверен. Но подключено так.
    Единственное неудобство — когда в прикуривателе было, станция автоматически включалась, если ручку громкости не затянута была (на мж-150) и так же выключалась.
    При подключении напрямую забываю либо включить,либо,что чаще, выключить(

  4. Валерий

    Не согласен с подключением минуса питания.Как показала практика, только к аккуму.Что бы мысли приходили в голову не буду рассказывать о неоднородности кузова некоторых машин,хоть и ничтожно малый,но иногда есть потенциал на кузове и разные станции по разному отзываются…..да и вообще аккум лучший фильтр.Вопрос есть…..зачем в машине вообще минусовые провода?

    • Валерий, обоснуйте более развернуто свою точку зрения. Поскольку аргументов пока маловато да и информации на эту тему в интернете особенно нет, есть только перепалки на форумах в которых одни утверждают, что минус тянуть нужно с аккумулятора, а другие что с кузова, скажу вот что. По всем канонам подключения ВЧ техники минус аппаратуры связи работающую на частотах выше 10МГц нужно подключать именно к кузову. Аргументирую. Берем книгу Генри Отта, «Методы подавления шумов в электронных системах», Москва (1979). Открываем главу 3 и читаем. Если в двух словах, то сразу идем на страницу 73 — цитирую (в скобках мое) «На частотах до 1МГц предпочтительнее система заземления в одной точке (минус тянем на аккумулятор); свыше 10МГц наилучшие результаты обеспечивает система заземления в нескольких точках (короткий провод на кузов для каждого ВЧ устройства). В диапазоне 1-10МГц можно использовать заземление в одной точке, если самый длинный проводник заземления короче 1/20 длины волны. Если же он будет длиннее, следует применять систему многоточечного заземления.» Посему так.
      Что же касается аргумента о сопротивлении кузова некоторых машин, то если кто-то ездит на ржавом ведре от которого на каждой кочке отваливаются гнилые куски железа, то таки да, соглашусь, что в таком случае питаться станции лучше с аккумулятора, но по мне, такой машине место на свалке, а не на дорогах общего пользования. Во всех остальных случаях (если все не проржавело везде где только можно), заявление про кузов не выдерживает никакой критики.

  5. Валерий

    Только мы ведём речь и питании,а не о заземлении…..ведь это разные вещи.Весь сыр бор о уменьшении помех при приёме и именно низкочастотных.Нет в машине ни 1, ни 10мГц и при чём вообще здесь затронули книгу Генри Отта.Лучший аргумент описание радиостанций.Для не читающих есть картинки.Наверное производители СВ,станций,да и KENWOOD, MOTOROLA, ICOM, VERTEX, YAESU и другие не знают,что станцию нужно заземлять,бесятся с жиру и предлагают тянуть дорогую медь к минусу питания.
    О кузове….разговор даже не о ржавых вёдрах,на которых ездят люди и имеют право на существование…
    Особенно часто на французских машинах(природа мне не известна) сидит потенциал,между минусом аккума и кузовом……при Вашей схеме тут уже танцы с бубном.Радует ,что таких станций мало.Всё это к тому я пишу,что бы начинающие не наступали на грабли,а буржуи , со своими описаниями подключения далеко не дураки….без аргументирования.

    • То есть по Вашему станция не является прибором способным работать на частотах выше 1МГц и более? А всякие ксеноны, китайские адаптеры и прочая нечисть? Они что, не излучают в радиочастотном диапазоне? Как правило именно они больше всего досаждают и мешают радиосвязи, да и не только радиосвязи, порой даже автомагнитолы затыкаются.
      В данном случае, заземление и питание есть одно и тоже, поскольку выйти за рамки автомобиля как системы мы не можем, например вынести аккумулятор вместе со станцией за пределы авто. Поэтому масса в данном случае элемент многофункциональный и выполняет функции как противовеса антенны, так и второго проводника для питания станции, в данном случае, по сути, и заземления тоже. Это единая система.
      Что же касается аргумента из описаний радиостанций, то это опровергается очень легко. Во-первых, из всех перечисленных производителей ни один не делает технику для гражданского диапазона 11м. Откроем любую инструкцию от радиостанции, например MegaJet и увидим, что там написано, плюс на аккумулятор, минус на кузов. Во-вторых, у всех именитых и перечисленных выше производителей в комплектации к радиостанции провод питания наличествует как плюсовой, так и минусовой, да еще и с предохранителями. Они конечно дядюшку Отта читали, однако это не говорит о том, что подобное подключение верно, а говорит лишь о том, что компании не хочется терять потенциальных клиентов с системой электрооборудования отличной от общепринятой, а таких автомобилей, или, например лодок и других транспортных средств без массы на кузове совсем не мало. Там, естественно, по другому просто не получиться радиостанцию запитать. Кроме того, любая станция может быть установлена как базовая, тут без двух проводов никуда не подключишься. Я не буду отрицать, что если подключить рацию напрямую к аккумулятору, и минусом тоже, что она не будет работать, но по моей практике, да и не только моей, лучшие результаты были именно при подключении минуса коротким проводом к массе, особенно это касается зашумленной бортовой сети. Просто так проще и человек устанавливающий станцию точно не ошибется, не напортачит с массой, не выведет из строя рацию и не будет полоскать мозги производителю. Надо также сказать, что однозначного мнения среди тех кто пишет инструкции к радиостанциям нет, кто-то так, а кто-то эдак. Не думаю, что нужно устраивать еще один холивар. Я как-нибудь проведу эксперимент с разными вариантами подключения и можно будет сравнить результат поставив наконец точку в этом вопросе.

  6. И еще один интересный момент. Если питать рацию двумя проводами от аккумулятора когда-нибудь может произойти интересная штука. Допустим антенна врезная и сидит на кузове автомобиля. В этом случае корпус рации гальванически с кузовом связан. Представим ситуацию, когда провод соединяющий минусовую клему аккумулятора отгнил или был отключен выключателем массы. При этом, при попытке завезти машину стартером потечет бешеный ток по цепочке (минус питания рации — антенный кабель — кузов). О последствиях подобного происшествия думаю рассказывать не стоит. И ладно бы именитые производители, у них на минусовом проводе предохранитель стоит, пыхнул и все. А у Си-Бишек такого предохранителя нет.

  7. Валерий

    Далеко зашли…..если всё едино,то зачем непосредственно соединять антенну с кузовом в точке крепления…минус же идёт по кабелю….или как там…. масса?
    Получается противовес,кузов,минус питания и заодно масса — это одно и тоже по Вашему? У меня немного другие понятия об этом…..
    Вот открыл первую попавшую инструкцию на FT-2800M
    Цитировать не буду,но в рекомендациях по подключению чётко сказано куда подключать.
    Если за ориентир совершенства брать Мегажуть,то я замолкаю….у меня нет слов.
    Да и будьте последовательны,то про вёдра,то про китайские адаптеры и ксеноны, а лучше приборами посмотрите цепи питания,т.е.шумы непосредственно на плате радиостанции,без подключенной антенны естественно

    • Валерий, таков принцип работы врезной антенны. В точки установке ей нужен противовес которым кузов и является. По кузову, как по проводнику, же текут как постоянный ток, так и переменный. Делают они это по разному, думаю, Вам это хорошо известно. Не следует передергивать, я где-то писал, что мегажуть это эталон? Будьте более внимательны пожалуйста. По поводу последовательности могу Вам порекомендовать того же. Я не сторонник молиться на инструкции производителей, хотя во внимание их принимаю, мне интересна сама суть явления и аргументированно обоснованные точки зрения. Их я пока, кроме отсыла почитать инструкцию, не вижу.

  8. Валерий

    Не в тему это….., а если стоит выключатель массы,то и это элементарно решаемо.Я иногда тоже ставлю защиту от особенно продвинутых.Ни переполюсовка,ни 24В, ни отключение массы ничего не палят….просто станция тупо не включается.

  9. Валерий

    А какие аргументы? Это чисто из своего опыта…не из теории и с книжек.Я не даром задаю вопросы,потому как отвечая на них Вы будете противоречить себе.
    Вот очередной вопрос.Зачем в магнитолах, на задней стенке обычно стоит на корпусе болт с гайкой?
    Я знаю ответы,ну а всё таки….

    • Я очень рад за Вас и Вашу обширную практику. Только вот практика без теории слепа теория без практики мертва. Я пока от Вас ничего конкретного не услышал, по крайней мере вразумительного, только туманные намеки на то, что Вы очень много знаете и умеете, но не скажете. Жаль что книжек Вы не читаете. Очень рекомендую кроме Г.Отто посмотреть в сторону П.Хорвиц, У.Хилл Искусство схемотехники. А именно глава 7, раздел Помехи: экранирование и заземление. Там есть ответы на все Ваши вопросы. На провокационные вопросы являющиеся оффтопиком мне отвечать не интересно.

  10. Валерий

    Вы не правы…я больше практик,чем теоретик.Дело в том,что теоретически всех нюансов просто не учесть.Вы не сможете смоделировать каждого конкретного автомобиля на ЭМС, да и этим глупо заниматься.Но и так утверждать,что схема лучшая я бы ни стал.Где же Ваши конкретные аргументы, на чём основаны? Да и они голословны и не более чем мои.
    Если так,то тогда и плюсовой можно не вести с аккума,в салоне есть для этого вполне силовые цепи.С усилителем — это отдельная тема.
    Не надо конкретно на меня катить бочку.Если Вы подписались под схемой, то сообщите чем же она лучше…а так одна вода на мельницу.
    Мои вопросы не провокационные,а лишь отмечают Ваши противоречия,которые и теорией и практикой подтверждены. Вы всё вроде правильно цитаты выкладываете,но не применительно обсуждаемому вопросу.Не только читать,цитировать,но и вникать о чём конкретно речь идёт нужно.

    • Сложно беседовать с человеком не подкованным теоретически в вещах вполне конкретных. Все мои аргументы приведенные из достоверных источников, да и собственной практики вы отметаете своей нерушимой практикой, которая по вашему мнению единственно верная. Аргументировать ее для обсуждения на более менее осознанном уровне не можете, поскольку по всей видимости нет понимания происходящего, или просто обосновывать не хотите? Вот оно работает, значит оно верно, а остальное не верно, и свое подтвердить не в состоянии и чужого опровергнуть не получается. Я, кстати, нигде не писал, что эта схема лучшая, это Ваши слова. Я лишь предложил ее как вариант наиболее удобный в реализации и дающий хорошие результаты. А вообще, спасибо, я обязательно напишу на эту тему статью где подробно изложу свою позицию по этому вопросу с конкретными результатами проверенными на практике.

  11. Евгений

    Добрый день Денис. Запитана рация с усилителем практически по данной схеме (только рация и усилитель питаются через реле. Бывали случаи когда забывал выключить радейку и работала два, три дня) поэтому вместо обыкновенного авто реле поставил вот это: Реле времени (РЕГТАЙМ), сайт http://www.12v.ru/. У этих ребят много чего есть интересного. НЕ РЕКЛАМА!!!! Теперь выключил зажигание и забыл (через секунд 20 все отключится). Еще раз не сочтите за рекламу!
    Удачи всем!

  12. Валерий

    Я с Вами согласен,что трудно беседовать ….
    Суть снижения шумов по питанию очень проста .Кабель питания радиостанции может воспринимать сигнал шума, сформированный в автомобиле. Данный эффект может быть сведен к минимуму за счет подсоединения кабеля питания непосредственно к аккумуляторной батарее. Аккумуляторная батарея действует в качестве конденсатора большой емкости (около 1 Фарады для аккумуляторной батареи емкостью 50 ампер-час), который шунтирует сигнал наведенного шума. Вывод заземления аккумуляторной батареи следует надежно прикрепить к раме автомобиля. Протекание паразитных параллельных токов заземления может быть сведено к минимуму за счет использования рамы или кузова автомобиля в качестве контакта общего заземления,но не питания радиостанции.
    Это как дважды два — четыре.Элементарные же вещи.
    А Ваших аргументов я не вижу.Но особенно понравилось из Ваших изречений
    Цитата
    -Поэтому масса в данном случае элемент многофункциональный и выполняет функции как противовеса антенны, так и второго проводника для питания станции, в данном случае, по сути, и заземления тоже. Это единая система.
    Этим всё сказано …….

    • А вот теперь не правы Вы. И вот почему. Аккумуляторную батарею конечно можно рассматривать как большой конденсатор, но это несколько не так. А даже если бы и было так, то на высоких частотах (на низких спору нет, там пульсации напряжения, если они есть, подавляются) внутреннее сопротивление аккумулятора велико и ВЧ помехи аккумулятором не подавляются совершенно. Для подавления ВЧ помех должен использоваться дроссель. Недаром в заводских фильтрах стоят не только емкости, но и индуктивности. Именно они являются непреодолимым препятствием для ВЧ наводок. Внутри станций они, тоже есть. Поэтому Ваше заявление, что аккумулятор является фильтром ошибочно. Теперь далее. Почему минусовой провод лучше делать как можно более коротким и сажать не посредственно на кузов.
      Если бы сигнал генерируемый антенной был несколько вольт, то на помехи от всяческих регистраторов и прочей мутоты можно было бы просто забить, поскольку они все-равно бы потонули под полезным сигналом. Однако радиостанция является прецизионным малошумящим  прибором и очень к помехам чувствительна. Конечно, в ней есть фильтры, и они немного поднимают уровень устойчивости к помехам, но все-равно, это не повод расслабляться. Поэтому мы должны сделать все необходимое для снижения уровня синфазных и противофазных помех способных пролезать по питанию.
      Напомню, что существует 2 типа помех, это противофазные напряжение помех (симметричные, поперечные) возникающее между проводами двухпроводной линии, они наводятся на оба провода одновременно, и синфазное напряжение помех (несимметричные, продольные) возникающие между каждым проводом и землей.
      Бортовая сеть автомобиля устроена так, что минус от аккумулятора гальванически с кузовом связан и является массовым проводником для всех потребителей. Сопротивление его ничтожно, это легко прикинуть, зная удельное сопротивление материала и сечение проводника.
      Если подключить радиостанцию к аккумулятору двумя проводами, то при наличии источника помех на провода питания с высокой долей вероятности может быть наведена противофазная помеха. Отсюда и помехи по приему. Однако, если сопротивления плюсового и минусового проводов равны и паразитная емкость между проводами по всей длине одинакова, то напряжение помехи на входе в прибор не возникает. Отсюда и история о том, что чаще всего, подключение двумя проводами к аккумулятору помогает справиться с помехами. Проще же всего ситуацию с возникновением противофазных напряжений в принципе исключить. Для этого минусовой провод и делают максимально коротким и сажают на массу кузова. И даже если плюсовой провод схватит синфазную помеху, то она легко подавиться внутренним фильтром радиостанции. Вот и весь секрет.

  13. Леший

    Ну опять 25…
    Денис, я таки хочу присоединиться к Валерию.
    И не совсем голословно.
    Возьми любую современную машину и найди точки заземления жгутов. Думаю ты будешь весьма удивлен.
    Да даже в твоей Ниве есть веселый болтик за торпедой приносящий радость владельцу.
    Так вот вспомним в связи с разнесенной системой точек заземления старину Киргофа.
    И не углубляясь в дебри удидим, что напряжение на различных узлах цепи будут разными и характер их природы тоже разный.Несмотря на то что это земля. Как не спорь сталь проводних хуже чем медь, да еще не везде контакт тот что нужно, кузов таки сначала красят целиком а потом монтируют все остальное(повод подумать о контакте).
    По этой причине именитые производители и делают 2-х проводное питание, кстати токи там не такие уж маленькие от 10А, в сравнении с этим СиБи станция почти ничего не потребляет, но глядя на рисунок видим усилитель и начинаем снова думать.

    Из Личного опыта, приезжают люди с соплями от прикуривателя, до схем похожих на опубликованную(используется первый удобный болт кузова), и у всех почему то жалобы на барабашек. Опыт как СиБи так и УКВ.

    • Дим, я тут посидел над книжками, подумал и ответ мой выше. Дело не в самой земле как таковой, а в природе помехи и способах ее проникновения в радиостанцию. Если я где-то ошибся, пожалуйста поправь, твое мнение для меня важно.

  14. Валерий

    Денис переключитесь….автомобиль источник низкочастотных помех и мы рассматриваем питание.Не важно это какой потребитель,радиостанция,магнитола и т.д.Вот Вам ссылка
    http://ural-radio.ru/iblioteka/snizhenie_shumovyh_pomeh/
    а после прочтения,перечитайте мои сообщения,уважаемого Лешего(если неправильно заранее извиняюсь).
    Не лепите в кучу помехи по цепям питания и наводимые на тракты и входные цепи приёмника радиостанции.А многоконтурность заземления вообще паршивая вещь….По шапке в своё время получил ,когда сдавал комиссии станцию в эксплуатацию,хотя ошибка была только на схеме…..

    • Валерий, автомобиль, есть источник широкополосных помех. Никогда не слышали в эфире как работает ЗИЛ-130? 🙂 Информация по ссылке совершенно правильная. И не противоречит заявлению о том, что аккумулятор на низких частотах подобен большому конденсатору. Опять же цитирую «Протекание паразитных параллельных токов заземления может быть сведено к минимуму за счет использования рамы или кузова автомобиля в качестве контакта общего заземления», что и говорит нам о том, что минус нужно питания нужно закреплять на кузов. Про входные цепи приемника я вообще не писал, это тема для отдельного разговора, мы ту обсуждаем помехи пролезающие по питанию.

  15. Валерий

    Именно общего заземления.Включая радиостанцию непосредственно к аккумулятора мы не складываем токи по кузову машины с током радиостанции,тем и уменьшаем уровень помех.А уже кузов является тем экраном для помех.Вот по Вашей схеме и будет слышен ЗИЛ…..тут кузов не экранирует,а принимает эту помеху.Если двухпроводное подключение,то не услышите этот ЗИЛ при отключённой антенне.Вариант есть его услышать лишь в непосредственной близости.Статью хоть не трактуйте на свой лад….не я её писал.Всё просто и чётко. Изначально ВЫ трактуете требования к монтажу ВЧ техники….той же самой СВ радиостанции.Да,многоточечность минуса к корпусу всё это в самой станции реализовано и тут всё верно Вы говорите.Но вы не можете ни как разделить монтаж самой станции и её питание…..и в этом все ошибочные утверждения.Вникайте в суть.

    • Валерий, Вы не читали что я писал выше? При наличии двух проводов, возникновение противофазных помех в проводах питания становится возможным, при наличии одного плюсового, нет. Те же синфазные помехи, которые могут быть наведены в плюсовом проводе замечательно давятся встроенным фильтром радиостанции. Читайте классиков о схемотехнических принципах разведения земли в аппаратуре, в том числе и высокочастотной. Подключение двумя проводами к аккумулятору возможно, и есть обстоятельства при которых этот фокус работает, об этом я тоже выше писал. Добавлю еще, что помехозащищенность при двухпроводном подключении к аккумулятору можно повысить за счет создания витой пары из плюсового и минусового проводов. Это тоже будет работать и подойдет для случаев когда минус кроме как к аккумулятору подключить некуда. Больше мне добавить нечего. Некоторые люди тверды в своих заблуждениях, а Ваше не желание вникать в суть обсуждаемых процессов больше напоминает троллинг. Но я благодарен Вам за этот посыл, поскольку наконец наиболее полно сформулировал то, что до этого момента сформулировано не было.

      • Валерий

        Сделайте измерения, да впрочем не нужно и так всё ясно.Ваш удел тыкать паяльником в станции…это печально.

        • Обязательно сделаю, это интересно. Вы сами проводили подобные измерения? Какая использовалась методика? Какие получены результаты? Они где-нибудь опубликованы?

  16. Алексей

    Доброго времени суток. Простите, что вмешиваюсь в вашу увлекательную беседу, но вы всё о 12В, а что делать при 24-х да еще и с откидной кабиной? Честной массы нет, лишь провод от рамы. Запитываться от одного аккумулятора? А не спалю вдруг чего-нибудь? Да и провести три метра проводов по раме, забитой трубками, жгутами, перемычками, а местами так и вообще заваренной, не так-то просто, с DRL’ками наплевался, пока протащил. Остается преобразователь 24-12В, но он тоже висит на проводах и добавляет своих помех.. Так что, нам, грузовозам, счастья не видать?

    • Да, с грузовиками все не просто и однозначный ответ дать не получиться. Это связано с тем, что у некоторых грузовиков кабины вообще из пластика, там и антенну то толком не установиш. Но с другой стороны, у всех грузовиков с которыми приходилось иметь дело проблем с помехами по питанию не было, имею в виду Европа/Америка. Штатные преобразователи молчат. Или может быть мне такие попадались… С нашими отдельная песня. А так, нормальный не фонящий преобразователь и проблем быть не должно. Остальное решается в индивидуальном порядке.

      • Алексей

        Чорт с ним, с питанием, я тут выяснил, что мои DRL’ки(MTF) фонят на антенну, с этим как бороться?

  17. Дмтрий

    Офигеть. Столько букоф.
    Почерпнул для себя много интересного. Придется поискать упомянутые книжки и для формирования своего мнения их почитать. Хоть образование не радиотехническое, но советская школа высшего образования позволит хотя бы достичь уровень дилетанта в данной проблематике.
    У себя все сделал, как на приведенной схеме. Усилитель ставить не собираюсь и вряд и придумаю ему необходимость. Вполне хватает 2-х метрового хлыста. Уже убедился, что 90% встречающихся имею «кривую» установку антенны и с кем тогда связываться?

  18. Леший

    Денис, давай по эфиру, а то пальцы болят 😀
    И когда ты на 144 выползешь?

    • Да без проблем. 😀 Сегодня весь вечер в 20 канале сидел, дык тишина. С УКВ пока все не просто. На самом деле, мне к тебе проще так приехать лимонаду попить, если у тебя время будет.

  19. Доборго! Как удачно создана тема !
    Всегда интересовал один момент . Почти у каждого производителя радиостанций , указана одна и та же цифра по рабочему напряжению — это 13,8В . А как же быть , если в цепи 14,4В — 14,5В ?

    • Да, обычно проблем не бывает. У самого в лачетти — 14,5В. Эскалибур и KL300 живее всех живых. Так что это не повод для беспокойства.

  20. Леший

    Денис, приезжай, дача вроде кончилась, впереди зима.

  21. Взятие минуса питания рации и усилителя с кузова авто — является грубейшей технологической ошибкой и не один специалист так НЕ ДЕЛАЕТ!!! Не забывайте, что это высокочастотная техника, а не автомагнитола и, для рации, кузов авто является частью антенны (противовесом) по этому вести по нему питание ни в коем случае нельзя так как это чревато созданием лишних помех рации и самовозбудов усилителя.

    • Опять 25. По Вашей теории нужно радиостанцию и аккумулятор выносить за пределы АФУ. Они будут сзади машины, в прицепе ехать?

  22. Доцент

    Денис, ты что!? Не нужно никуда ничего выносить ни в какие прицепы — ты о чем вообще? А Алексей те правильно написал, что для исключения помех и флуктуационных шумов использовать кузов авто для питания рации нельзя — так как он часть антенны (ее противовес)! Люди значительно больше тебя имеющие опыт в установке СиБи раций указывают тебе на ошибку, а ты упорно не хочешь понимать очевидного!

    • Не стоит задирать нос. Аргументировано обоснуйте свою точку зрения со ссылками на литературу. Я свою точку зрения обосновал. Пока этого не будет, все это будет воспринимается как словоблудие. Я люблю критику, но только если она конструктивна и подкреплена чем-то.

  23. Игорь

    Доброго времени! Установил ТАИС-43М для работы в такси, интересует не влияют ли на работу радиостанции штэкер на проводах питания, для быстрого демонтажа станции? Не лучше ли его убрать совсем?(устанавливаю станцию надолго) И как лучше соединять провода питания если скажем пришлось удлинить стандартные постовляемые а комплекте? Возможны ли скрутки или нужна пайка?

    • Если все работает нормально, то можно и не дергаться. А на счет соединения, понятное дело, что скрутка хуже чем пайка. Родные провода можно не трогать.

  24. АЛЕКСАНДР

    при подключении рации можно параллельно проложить антенный и провод питания рации? не будет ли каких либо наводок и помех?

  25. Здравствуйте Денис.
    Обладая седельным тягачом VOLVO FH12 и соответственно радисвязью, бороздя посторы нашей родины, поймал себя на мысли — а правильно ли у меня подключена радиосвязь?
    Покурив интернет не нашол единого правильного ответа.
    Поясню — рация запитана через понижающий транс(или как там его?), антенна короткая (сирио какой то), длинную сирио 5000 ставил, собрал все тролебусные провода, связь я бы сказал пару-пяток км в солнечную погоду, в общем дикий ужас.
    А хотелось бы по феншую, не плохо бы и с помошником…
    Как запитать связь? Какую антенну поставить (с учетом высоты тягоча 4м)?
    Может Вы сжалитесь на дальнобойщиками и составите какой нить мануал, отправную точку ?

  26. Виталий

    Здравствуйте.А почему нельзя подключить радиостанцию на аккумуляторе но через реле,что бы при запуске автомобиля она сама включалась.

  27. За статью огромная благодарность, все по делу.

  28. Роман

    Здравствуйте Денис, подскажите как бить, грузовик 24в,подключили рацию от одного акума, работает. но при подключении антенного провода приходит 24в, т.к. антенна прикручена на массу а по ней идет-24в.

  29. Станислав

    Всем доброго времени суток!!! посмотрел схему подключения Рации. Из схемы мы видим что рация подключена без тумблера. Питает ли ток рация в выключенном положении??? Дабы избежать разряда аккумулятора, особенно в зимний морозный период))))) Всем Спасибо!

  30. Станислав

    МЖ 650, приобретал у тебя с доработкой. Также еще хотел уточнить: приобрел Optima ML145, разобрал антенну для пропайки и герметизации, увидел что кабель без экранизации, возможна ли замена на более качественный, с экранизацией, в целях минимизировать паразитов))) стоит ли заморочиться по замене более качественного???

  31. Здравствуйте Денис, подскажите,грузовик 24в,подключили рацию от одного акума, работает. но при подключении антенны приходит 24в, т.к. антенна прикручена на массу а по ней идет-24в.

  32. сергей

    Денис.очень интересный диалог получился у вас с Валерием.Но у меня было подключение через преобразователь китайский импульсный.грузовик тоже Китай 24в.помехи ужас.по советам подключил к АКБ оба провода взял кабель медный две жилы не меньше2кв,кинул стало на много лучше.пока на магнитка нет опасности,зреет вариант врезной антены.что мне можно сделать что бы что нибудь не сгорело и вообще сгорит ли?поскольку для грузовиков сами видите вариантов не много линейный негде взять импульсный не идёт.вообще у кого есть опыт установки станций на howo а7пишите.спасибо.

    • На рацию ставим линейный преобразователь. Подключаем в соответствии с заводской инструкцией. На грузовиках с этим как раз проще. А вот на легковых возможны варианты.

  33. сергей

    Денис.Насколько я знаю в магазинах одни импульсные продаются.и все таки чем плоха моя схема?

  34. Разрешите вопросик: Я рацию (Оптим Аполло) еще не подключил, но проводку под нее уже сделал. Примерно 5-6 метров кабеля сечением 1 мм.кв. Прочитал, что при длине более 2,5 м., кабель нужен большего сечения. Могу ли я оставить кабель 1 мм.кв и чем это чревато?

  35. сергей

    Короче запитал р..станнцию.бортовая сеть 24в от одного АКБ два провода подцепляю антену к разьему штекер кабеля при контакте со станцией искрит не догоняю что за батва.

  36. Рушан

    По Вашему варианту сегодня подключил Аполло Оптима ver 2 на Пониак Вайб. Массу взял с общего болта на пороге. Поставил предохранмтель около +АКБ, правда делал без релюх.
    По поводу Вашего спора. На Додже, рация прикручена через 2 провода на АКБ, фонит на окна, причем Алан 78 плюс фонит. Мегажуть 3031м не фонит.

  37. Андрей

    А если подключить через реле следующим образом:
    86- масса,
    85 — зажигание,
    30 — рация,
    87 — аккум
    Забываю выключать рацию, а так зажигание выключил рация выключилась..

    Так можно?

  38. Алексей

    у меня почему то при собранной схеме усилитель kl-400 работает без минусового провода.скажите это нормально?рация включега.антенна врезная

  39. Андрей

    А если сделать альтернативный вариант — от АКБ через предохранители протянуть оба провода, НО, минус по пути к радиостанции обжать не разрезая, прикрутить на ближайший к радиостанции болт массы ?

  40. Виталий

    Денис, добрый день! Подключился станцию — «+» от АКБ напрямую, «-» на ближайшии болт (10-12 см). Слышу двигатель (жуткий треск зависящий от оборотов моего ДВС) и моторчик печки при приёме или если шумодав отключаю. Попробовать схему с двумя проводами от АКБ (при протяжке «+», кинул и «-» за одно, но не подключал) или проблема в станции (tti 551)?
    p.s машина не гнилая, 20 тыс. км.

  41. Виталий

    Как решить эту проблему? Заменой станции? (Машина не Nissan)

  42. Виталий

    Спасибо большое! Машина nissan np300. Придётся менять станцию.. 😥

  43. Сергей

    А можно ли провести провод сечением 1,5 мм.кв который будет меньше 2,5 метра для радиостанции без усилителя?Если нет то почему?

  44. Дмитрий

    Добрый день. Подскажите, можно ли использовать приведенную здесь схему подключения рации в связке с усилителем без использования кнопки включения/выключения. Будет ли размыкаться цепь при выключении зажигания и понижении напряжения в бортовой сети? Спасибо.

Оставить комментарий