Правильная подготовка Си-Би антенн к эксплуатации

Купив автомобильную антенну гражданского диапазона многие пользователи не задумываются о том, как правильно подготовить антенну к эксплуатации. Подразумевается, что антенна – это готовое изделие, которое должно работать из коробки долго и счастливо, однако так бывает далеко не всегда.

В этой статье я постараюсь рассказать общие принципы того, как необходимо подготавливать антенны к эксплуатации в суровых Российских условиях. Статья будет не про доработки, поскольку доработки как таковые подразумевают внесение изменений в конструкцию или схему устройства, мы же ничего менять не будем, но вот правильно подготовленная к эксплуатации антенна проживет значительно дольше и доставит в процессе эксплуатации гораздо меньше хлопот владельцу.

В интернете существует масса методик того как нужно «дорабатывать» антенны. Зачастую, народ, начитавшись рекомендаций от таких же «опытных» радистов и не имея общего понимания работы антенной системы, начинает без разбора заливать антенны клеем и герметиком, замазывать смазкой ШРУЗ-4 или мовилем, забивать катушки антенн медной смазкой и пр… Антенны при этом перестают работать и каким-либо образом настраиваться. На вопрос хозяину: Зачем?! Обычно получаешь ответ: Эх, хотел как лучше… Давайте не будем уподобляться стаду и тщательно подумаем, что в антенне может со временем переставать работать и как это можно предотвратить, ну или хотя бы замедлить процесс выхода антенны из строя по естественным причинам.

О том, что антенны без ухода и при неправильной эксплуатации деградируют, и довольно быстро, я уже писал, об этом можно прочитать в журнале.
А вот из недавнего. Антенне всего 3 месяца. Хозяин для сохранности заворачивал ее в пакет. Результат на фото.

А здесь антенна после 2 лет интенсивной эксплуатации.

Зачем?

А и, правда, зачем? Если взглянуть трезво, то производитель, по идее, должен был подумать о том, где антенне предстоит работать и спроектировал ее с учетом климатических условий и других особенностей эксплуатации. Все это действительно так, но лишь отчасти. К сожалению, некоторые вещи производителем не предусмотрены и в результате мы можем наблюдать быстрый выход новых антенн из строя. Кроме того, желание сэкономить также ведет к упрощению и удешевлению конструкции, что также негативно сказывается на времени службы антенны.

Общие рекомендации

Антенна – радиотехническое устройство призванное принимать и передавать ВЧ сигналы. Устройство достаточно нежное, хотя и выглядит, зачастую, брутально, тем не менее требующее к себе особого внимания. От состояния антенны на 80% зависит качество вашей связи, поэтому за антенной, установленной на автомобиле, требуется уход. Ставя себе на автомобиль, оборудование связи нужно понимать, что оно также требует внимания, как, например, кузов автомобиля или подвеска.

• Держите антенну в чистоте. Следите за внешним состоянием антенны, а также за состоянием узлов и точек крепления антенны к кузову автомобиля. Не допускайте появления сильных загрязнений или ржавчины на поверхности излучателя антенны, а также на узлах холодной (основании) и горячей катушек.
• Не допускайте попадания большого количества влаги внутрь антенны. Старайтесь не мыть антенны из «керхера», снимайте их перед мойкой. Особенно это касается антенн на магните.
• Регулярно смазывайте места сочленения частей антнны где есть контакт типа металл-металл (например, штырь излучатель — горячая катушка или сочленение горячая катушка — холодная катушка) густой консистентной смазкой Литол-24.
• При смазке не следует набивать Литол-24 и другие смазки в удлиняющую (горячую) катушку антенны, это совершенно бессмысленно. Задача смазки в данном случае – консервация и большое ее количество внутри антенны совершенно неоправдано. Вполне можно обойтись тонким слоем который предотвратит окисление поверхности проводников.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРУГИЕ СМАЗКИ КРОМЕ ЛИТОЛ-24 КРАЙНЕ НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО, ПОСКОЛЬКУ СОВЕРШЕННО НЕИЗВЕСТНО КАК ОНИ ВЕДУТ СЕБЯ НА ВЫСОКИХ ЧАСТОТАХ И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ С КОНСТРУКЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ АНТЕНН!!!

Не следует надевать на антенны какие-то дополнительные защитные устройства, вроде бахил, пакетиков, тряпочек, пластиковых бутылок, обматывать антенны скотчем, промазывать их силиконовым герметиком и заниматься другой подобной ерундой, поскольку это приведет только к ускорению деградации вашего антенного хозяйства.

Для примера я возьму одну из самых популярных антенн, врезную Optim CB-2001 и на ее примере я покажу, как нужно подготавливать антенны к эксплуатации.

Антенна поставляется в полуразобранном виде, поскольку производитель в курсе того, что пользователи все равно полезут внутрь все паять и смазывать.

Поставляется антенна в коробке.

Достаем содержимое и убеждаемся, что Китайцы нас не надурили и положили все как положено. Если все в порядке, то приступаем к работе.

Вначале разберемся с горячей катушкой. Для тех кто не знает, это то, во что вставляется штырь-излучатель. Аккуратно откручиваем верхний конус. Он может быть зафиксирован резьбовым герметиком, и если просто так не откручивается, то конус нужно немного нагреть для размягчения фиксатора. Далее снимаем верхнюю хромированную крышку, пластиковый кожух катушки и выкручиваем саму катушку из нижней хромированной части. В итоге у нас должно получиться следующее.

Внимание! Инструкция только для CB-2001! Китайская, да и любая другая антенна от Lemm разбирается немного иначе!

Нас интересует главным образом удлиняющая катушка, как ключевой узел антенны, поскольку, от ее функционирования зависит точность и стабильность настройки, а также функционирование антенны в целом. У Optim, в отличии от Lemm, концы катушки не приклепаны заклепками к частям антенны, а припаяны к контактным лепесткам, которые в свою очередь привинчены к латунным втулкам. Это гораздо более надежный вариант, однако я бы все-таки рекомендовал аккуратно припаять лепестки к латунным втулкам при помощи мощного паяльника (100Вт).
До операции

После операции

Это еще немного поднимет надежность и эффективность работы данного узла. Следующий этап, это консервация горячей катушки. Без этой процедуры Ваша антенна превратиться через некоторое время вот в это. Подробнее можно посмотреть здесь.

Для консервации частей антенны, которые могут быть подвержены окислению необходимо использовать консистентные смазки типа ЛИТОЛ-24 или силиконовые вроде LIQUI MOLY Silicon-Fett, но они довольно дорогие и есть далеко не везде.
В данном случае, наша задача – консервация токопроводящих поверхностей. Как мы знаем, токи высокой частоты распространяются по поверхности проводников и насколько хорошо мы защитим детали наших антенн от коррозии и окисления тем лучше и дольше наша антенна будет работать. Окисление обычно появляется на стыках и сочленениях Металл-Металл (все резьбовые соединения) и на различных металлических, в нашем случае медных или латунных поверхностях в результате воздействия влаги и различных солей попадающих из недружелюбной окружающей среды.
Для консервации, нанесите на все резьбы внутри горячей катушки небольшой слой ЛИТОЛ-24.

Нижнее резьбовое соединение

Верхнее резьбовое соединение

Затем вкручиваем катушку в нижнюю часть и приступаем к следующему этапу.

Также консервант нужно нанести на поверхность самой катушки. Причем, на саму катушку можно ничего не наносить, поскольку она покрыта лаком, но если Вы это сделаете, то хуже не будет. Наносить следует тонким слоем.

Еще раз повторяю, наша задача законсервировать этот узел, а не провозить литол в катушках контрабандой. Поскольку некоторые «доработчики» умудряются набивать катушку литолом полностью. Типа, кашу маслом не испортить. В данном случае, в этом нет никакого смысла!

После этой процедуры собираем горячую катушку полностью и обращаем свой взор на верхнюю ее часть. Здесь тоже есть чему окисляться. А именно, закисает штырь в верхнем конусе и закисают винты которые держат штырь. Смазываем штыть, выкручиваем и смазываем винты, затем все собираем в обратном порядке.

Следующий этап, это подготовка холодной катушки. Она также является важной частью антенны и от ее работоспособности зависит эффективность работы нашей системы. Медный контакт выступающий сверху и загнутый внутрь обеспечивает нам КЗ по постоянному току, стекание статики на кузов и прочие прелести работы автотрансформаторных антенн. У него должен быть хороший контакт с металиическим основанием. В принципе, достаточно бывает просто смазать его, но для пущей важности его можно и облудить, что также повысит надежность узла.

В остальном, точно также смазываем детали консистентной смазкой и собираем узел воедино.

Что касается узла подключения кабеля, то он тоже играет не последнюю роль в жизни антенны и от его здоровья тоже многое зависит. Здесь главное чтобы в кабель не попадала вода, и не окислялись контактные площадки узла. Для предотвращения окисления смазываем все части нашим любимым консервантом (ЛИТОЛ-24), а в резиновый защитный колпачок, при сборке тоже набиваем консистентной смазки, чтобы в этом месте влага уж точно никаким образом не повлияла на здоровье узла и воспрепятствовала попаданию влаги в кабель. Здесь это оправдано. Особенно это актуально, если Ваша антенна будет на кронштейне и узел подключения кабеля будет на улице. Мастера старой школы рекомендуют обматывать этот узел нитками и промазывать клеем Момент, но на мой взгляд, это лишнее, хотя и хуже от такой операции не будет. Практика показывает, что литол никуда не исчезает, а кабель при соблюдении целостности оплетки не гниет.

Вот, собственно и все. Ничего хитрого в технологии нет. Она аналогичным образом переноситься и на другие аналогичные антенны, и я надеюсь, что в этой статье донес до Вас суть этих процедур. Здоровья Вам и Вашим антеннам.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
Оставите комментарий ?

24 Комментарии。

  1. Гранит

    Наконец-то нормальная статья. Спасибо!

  2. Фантом

    Спасибо за статью! Дал ссылку в клубе.

  3. Если горячую катушку собрать без резьбового герметика, она будет постоянно раскручиваться.

    • Евгений

      Нижнюю резьбу не вижу смысла фиксировать, достаточно как на фото чуть литола мазануть, а вот конус я сажаю на резьбовой фиксатор (ABRO синий, красный сильно жестокий 🙂 ). Только желательно это сделать в тепле и в помещении, чтоб минут 10 подсохла, иначе КСВ маленько уезжает. Фиксатор стал добавлять когда на лесовозах стали терять эти конусы вместе со штырями 🙂 (антенны CB-1000) расшатывает его по лесам.

  4. Алексей

    Спасибо за развернутую статью. Но есть один вопрос!
    Не будет ли смазка Литол-24 мешать прохождению тока на резьбовых и прочих соединениях? Не является ли она диэлектриком? Пока не нашел однозначного ответа об электрических свойствах этой смазки.
    Не исключаю что положительный опыт её применения обуславливается лишь тем что она вытесняется из этих соединений механически при закручивании — т.е. схема работает вопреки, а не благодаря.
    Заранее спасибо за ответ!

  5. Александр

    Литол является диэлектриком. Есть гораздо лучше смазки защищающие как от коррозии, так и улучшающие контакт. К примеру LM для АКБ

    • У меня такое ощущение, что Вы прочитали статью не очень внимательно. Неизвестно как будут другие смазки вести себя с токами высокой частоты. А что до литола-24, то он выдавливается из места контакта и то, что он диэлектрик совершенно не мешает, наоборот в этом только положительные моменты, поскольку он никак не нарушает работу антенны и найти его можно в любом сельпо.

  6. Владимир UA1AVA

    Слышал что смазка синего цвета более предподчительна. Якобы она меньше впитывает влагу. В отличии от Литола. Но это уже на любителя

  7. Николай

    И ещё экран кабеля у нижней катушки просто зажат лепестками контактной шайбы. Его желательно тоже пропаять.

  8. Алексей

    Спасибо, очень информативная статья.

  9. Вот эта статья правильная. Согласен полностью. Без литольного фанатизма. Я давно пытаюсь растолковать любителям литола, что он хорош только для консервации. Но увы — интернетовские люители радио рулят.

  10. Борис

    А что надо делать с магнитной антенной ?Кроме того что надо снять перед мойкой.Хотя…ведь она практически герметична.Наоборот.Всегда считал что и ее помыть не помешает

  11. Александр

    У меня стоит многодиапазонная антенна для трансивера TH-9800. Она сложная по устройству, имеет несколько стыков. Неужели надо всю разбирать для смазки?

  12. Игорь

    Антенна ЮнионСиБиСтар — нужно ли пропаиваить верхний конец катушки? Производителем пайка не предусиотрена…

  13. Максим

    Статья очень интересная. Глупый вопрос , но всё таки его задам.
    Почему паяльник применялся на 100 вт??

    Исходя из этой статьи конечно же я его приобрёл, так как лежит аналогичная антенна OPTIM 2001

  14. Евгений

    Для того чтобы паяльник БЫСТРО разогрел нужное место пайки, а не долго и муторно правил саму катушку

  15. Алексей

    Денис доброго времени суток!
    Не подскажите такой вопросик по антене lemm -1000 egl- антенна стояла на предидущей авто ставил сам под петлю багажника металлическую пластину толщиной 3мм КСВ смог выставить 1.3 ну и так катался на протяжении 2.5 лет. После смены авто антенну снял но забыл про холодную катушку и чуть резко дёрнул в итоге вылезла обмотка катушки я ее естественно заправил обратно но после монтажа на другую машину КСВ не выставляется висит в районе 3-4 на регулировку не реагирует что может быть не подскажите !?
    Заранее спасибо большое!

  16. Алексей

    Не поскажите как должна звонится тестером данная антенна или этот прозвон ни чего не даст ?
    У меня звонится стержень антенны на центральную нить кабеля а экран кабеля только на корпус авто точнее на основание крепления антенны ? Это правильно? Или экран тоже должен звонится на корпус антенны ?

  17. Алексей

    Спасибо большое !
    Готов отблагодарить за свою не грамотность !

Оставить комментарий