Антенны на магните или как сделать БОМЖ-комплект

0162Рынок автомобильных антенн чрезвычайно широк. Придя в магазин за автомобильной антенной Вы будете поражены разнообразием этих самых антенн. Во всем этом многообразии ориентироваться довольно сложно. Основные ходовые модели я описывал в одной из своих статей, рассмотрел вопрос кротких антенн гражданского диапазона. Осталось выделить в отдельный класс автомобильные антенны на магните и подробно рассказать о них.

Антенны на магните

Вообще, антенны на магните гражданского диапазона, это исключительно маркетинговое решение! Производители антенн, зная психологию потребителя привязанного нежной любовью к своему железному коню придумали подобные антенны для тех, кто не хочет стационарно ставить оборудование связи, дырявить крышу (смотри 1 и 2 ступеньку эволюции си-бишника), ну или для таксистов которым настоящая связь нафиг не сдалась (базу слышно и хорошо). В результате, в силу не грамотности потребителей, этот тип антенн пользуется бешеной популярностью, а производители и продавцы успешно набивают кошельки.

Принцип работы

Принцип работы такой антенны довольно прост, не затейлив и основан на компромиссе. Как мы знаем, коаксиальный кабель, имеющий определенную длину равную половине длине волны умноженный на коэффициент укорочения кабеля, на нужной частоте может быть повторителем импеданса. Иными словами, сопротивление 50 Ом на входе кабеля, останутся 50 Омами на выходе кабеля. Поскольку подвести реальную массу для магнитной антенны невозможно, а она должны быть, чтобы антенна хоть как-то работала, применяют этот нехитрый прием, который в совокупности с емкостной связью подошвы антенны с кузовом автомобиля способен имитировать реальную массу в точке установки антенны.

Недостатки

Поскольку реальная масса у такой антенны отсутствует и подводится она «виртуально», такая система согласования порождает довольно большие потери равные примерно 3dB, что эквивалентно снижению эффективности, как на прием, так и на передачу, вдвое! Это если не считать потери в системе согласования укороченного штыря. В реальности, все еще хуже.

Магнитки очень капризные  и требовательные к себе особы. Параметры этих антенн не стабильны и сильно зависят от того как установлена антенна на автомобиле, как проложен кабель и хорошая ли масса на радиочастоте обеспечена в месте подключения радиостанции.

Кроме того, антенна на магните царапает лакокрасочное покрытие в месте установки. Песок, неизбежно попадающий под магнит при движении, вполне способен послужить отличным абразивом и ободрать Вам краску на крыше или багажнике. На отечественных машинах кабель магнитки способен протирать в местах соприкосновения краску до металла (краска тонкая), сам был свидетелем такого результата на УАЗе Патриоте.

Поговаривают, что магнитки с маленькой площадью магнитного основания, типа T3-27, способны слетать на скорости выше 120 км/ч и представлять опасность для кузова автомобиля и стекол. Сам не видел такого, но оснований не верить этому нет.

Длину кабеля магнитки нельзя изменять произвольным образом. Она должна быть равна примерно 3,7-4м (зависит от типа кабеля). У этого типа антенн, это часть системы согласования. Удлинив или укоротив произвольным образом, кабель такой антенны вы превратите ее в шампур для шашлыка, поскольку свои свойства как антенна, она потеряет.

Кабель во всей этой системе – узкое место в плане помехозащищенности. Все, поголовно, антенны на магните собирают мусор с бортовой сети автомобиля. Будь то ксенон, генератор, бензонасос или какой-то еще источник шума, вы их гарантированно услышите  и они своими помехами «убьют» Вам прием дальних корреспондентов практически гарантированно.

Но не все так плохо! У магнитки есть и плюсы. Их гораздо меньше, чем минусов, но тем не  менее.

4a8813u-960Достоинства

Самый главный плюс такой антенны, это ее мобильность. Снял – убрал – перенес на другую машину. Магнитка идеально подходит для создания так называемого БОМЖ-комплекта. Или комплекта Без Определенного Места Жительства кочующего из машины домой или в другую магшину. Такой комплект состоит из простой, дешевой радиостанции (MJ-100, MJ-150, MJ-300, TTI 551) с припаянным на провод питания разъемом для подключения в прикуриватель и антенны на магните. Это рабочий комплект таксиста или человека очень далекого от связи.

БОМЖ-комплект можно собрать для себя, для того чтобы радиофицировать другую машину в колонне. Если Вы собрались ехать на дальняк в колонне из нескольких машин, то такой дешевый и доступный вариант радиофикации имеет место быть. Здесь сгодятся даже короткие антенны типа T3-27 или Sirio Mini Snake. Для чуть более серьезного БОМЖ-комплекта лучше использовать что-то более эффективное, вроде антенн из семейства ML-145. Для этих целей сгодиться любая антенна из этого семейства.

Выводы

В заключение хочется еще раз повторить и предостеречь тех кто собирается использовать магнитные антенны на постоянной основе. Перечитайте еще раз недостатки этих антенн и крепко задумайтесь, что Вам нужно? БОМЖ-комплект или хорошую связь?

Если Вам нужна хорошая связь, магнитка – это не для Вас! Законы физики обмануть нельзя, равно как и купить поющую канарейку за копейку! Увы, это так.

Всем удачи, 55, 73!

Оцени статью
( 5 оценок, среднее 4.8 из 5 )
Denis Dubov
Денис Дубов/ автор статьи

✅ Автор и создатель журнала RADIOCHIEF.RU Радиолюбитель (позывной R3XCR). Более 10 лет в сфере гражданской и профессиональной радиосвязи. Пишу и снимаю обзоры на технику связи, а также занимаюсь ремонтом и доработками радиостанций.

Хотите поддержать автора? Поделитесь ссылкой на статью с друзьями!
RADIOCHIEF.RU
Комментарии: 15
  1. Вячеслав

    Добрый день! У меня Уаз патриот без рейлингов. В гараж входит еле-еле ( гараж стандарт – высота 2 метра, машина 1900 по паспорту). Ставить антенну в центр крыши нельзя, потому что будет цеплять. Что лучше, по Вашему мнению, взять магнитку Alan ML 145 ( ставить ее наверх на центр крыши) или поставить Lemm 1000 eagle на кронштейн, но не на заднюю дверь, а на бок, путем сверления кузова? Понимаю, что контакт с массой будет, а вот с приемо-передачей как? Спасибо.

    1. Сергей

      Естественно врезная антенна будет лучше. Просто настройте её обязательно и всё.

  2. Владимир

    Добрый день.Хочу поделиться опытом.У меня газель цепьнометалл ,газ2705. Была антенна на магните ALAN ML-145 КСВ-1,5 ниже не идет, Радиостанция Anytont AT608M 4ват.Связь примерно километров 6-8.Просверлил крышу,поставил переходник верх под катушку антенны ALAN внутрь под гайку крепления и естественно кабель. КСВ 1 без дополнительных настроек,связь четкая более 12км на пересеченной местности , станция та-же.

  3. Рушан

    Зачем так строго! ML 145 оригинальный тянет км 10-12 в Москве!

  4. Игорь

    Блин!На море раз в год съездить, можно использовать магнитку или нет? Зачем же мне в данном случае врезать ее в крышу… совсем запутался

    1. Denis Dubov
      Денис Дубов (автор)

      Можно, конечно, я бы даже сказал, что если рация используется раз в год, то это наиболее рациональный вариант. Но с точки зрения качества связи так себе…

      1. Игорь

        Денис, спасибо за ответ!
        А все же что лучше, кронштейн с врезной антенной или магнит. Понимаю что ни то и ни то, но из двух зол… :grin:

  5. Алексей

    Объясните, пожалуйста, поподробней про механизм “собирания” антенной на магнитном основании помех бортсети.

    1. Альберт

      Здесь можно сравнить с купанием на глубоком месте. Попробуйте подпрыгнуть из воды на глубоком месте, если вы не дельфин. Если под ногами нет твёрдой опоры, от которой можно оттолкнуться, то результат, скорее всего будет нулевой. При организации точки опоры для антенной системы с корпусом (противовесом) автомобиля, трактора, бронепоезда, путём прямого подключения или ёмкостного (конденсаторного), это и будет “пружинящим” трамплином для несущего высокочастотного излучения.

  6. Алексей

    Вопрос, если магнитки так плохи, почему тогда на всех машинах ГАИ и полиции, стоят антенны именно на магнитах, им что их сложно врезать, машины все равно не личные. ни разу не видел врезанную антенну на их машинах.

    1. Denis Dubov
      Денис Дубов (автор)

      У нас везде врезные на служебных машинах. А вообще, надо помнить, что милиция и ГАИ сидят на других более высокочастотных диапазонах, где магнитки работают вполне себе не плохо, просто в силу более короткой длины волны да и самих геометрических размеров антенны.

  7. Николай

    может не в тему но вопрос такой , можно ли антенну на магните использовать стационарно на базе? и что для этого нужно сделать?

    1. Denis Dubov
      Денис Дубов (автор)

      Вот тут разжевали эту тему. http://lab.radiochief.ru/threads/vozmozhno-li-slushat-si-bi-doma-s-magnitkoj-na-podokonnike.17/

  8. Тарас

    Денис двс! Подскажете пожалуйста, у меня мегаджет р/с, антенна магнитная, стояла на крыше авто и всегда работала и связь была норм. Сейчас при нажатии тангенты на передачу свист и пр… Центральную жилу антенны на КЗ с корпусом проверял, не прозванивается-1… Что подскажете? Раньше стояла на хюндай, а теперь поставил на крышу Geely atlas, и связи нет… ;-)

  9. Альберт

    “Поскольку реальная масса у такой антенны отсутствует и подводится она «виртуально», такая система согласования порождает довольно большие потери равные примерно 3dB,” –
    Хм, с моей точки зрения это утверждение несколько спорно. Чаще всего подключение кабеля к магнитной антенне производится по автотрансформаторной схеме, где верхний (горячий) конец катушки подключен непосредственно к излучающему штырю, нижний же конец катушки (холодный) должен иметь плотный электрический контакт с экранной оплёткой кабеля и (важно!), с фольгой подошвы, которая образует конденсатор между подошвой антенны и металлической крышей автомобиля. При этом ёмкость между подошвой антенны и металлической крышей автомобиля должна составлять, отнюдь не “виртуальную” величину 300 – 400 пкФ. для частот 25 – 30 мГц, хотя это утверждение тоже не отличается точностью, так как специальных работ по подгонке ёмкости мной не проводилось. Следовательно, чем больше площадь подошвы, тем устойчивее связь антенны с “массой – противовесом”, и соответственно устойчивость связи и дальность.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: