Короткие антенны гражданского диапазона. Быть или не быть?

short_antОчень много споров возникает вокруг коротких автомобильных антенн гражданского диапазона. Пожалуй, ни один тип автомобильных антенн не удостаивается такого внимания на форумах как короткие. Это, конечно понятно, не каждый автолюбитель согласится поставить на крышу своей машины длинную удочку, цеплять ветки, потолок в парковках и так далее. Однако сразу напрашивается вопрос, а зачем людям, которые ставят короткие антенны связь? У этих антенн есть своя, довольно узкая ниша, где их использование оправдано и целесообразно. Давайте разберемся.

Начать, наверное, нужно с вопроса, который каждый автолюбитель си-бишник должен себе задать: «А зачем мне связь?». У каждого будет свой ответ, но 99% ответов на этот вопрос будет приблизительно такой: «Для прослушивания дальнобоев и общения в 15 канале».

Как правило, попадая в среду си-бишников автомобилистов и загоревшись идеей радиосвязи среди себе подобных, человек, не прислушиваясь к советам окружающих, идет на рынок и по совету ушлых продавцов покупает себе «комплект для 15 канала». Радиостанцию, не суть важно какую (обычно какой-нибудь неликвид вроде древних мегаджетов), и, как правило, короткую антенну. Поскольку продавцы сами не знают, что продают и очень хорошо умеют «ездить по ушам», впаривать товар, короткая антенна рекламируется как «компактная, отличная, очень эффективная, не хуже длинных» (стоят они, кстати, одинаково, а зачастую и дороже длинных). На неподготовленные уши начинающего си-бишника навешивается тонны лапши, а мозги заполняются отборным бредом, в результате которого он довольный, покупкой отправляется к своему автомобилю и про себя думает, что, какие же дураки, кто ездит с длинными антеннами. Впереди его ждет разочарование, но это будет несколько позже.

Коротких антенн довольно много, среди них: самая знаменитая Sirio T3-27, менее распространены Sirio Triflex, Sirio Mini Snake, Sirio Cellular 33S, Sirio Mini Mag, еще меньше, President MISSOURI, President GEORGIA и куча их клонов.

missourimagКак известно из практики, лучший усилитель, это антенна. Именно антенна, а не радиостанция, на 80% определяет качество связи. Чем лучше антенна, тем лучше связь и наоборот. В первом приближении, можно сказать, что чем длиннее антенна, тем лучше она работает. Для гражданского диапазона, где длина волны составляет примерно 11 метров, максимальный разумный размер автомобильной антенны составляет 2,7 метра, это так называемая четверть. Да-да, такие автомобильные антенны тоже есть, это самая эффективная и мощная из всех антенн, что можно стационарно установить на автомобиль. Все остальные антенны, класса 2м, 1,5м, 1м, и так далее, являются укороченными вариантами четверти. Это те же самые четверти, укороченные физически, но удлиненные электрически катушкой в основании, катушкой в центре штыря или сама антенна представляет собой катушку, как, например, Sirio T3-27. При уменьшении размеров антенны падает ее эффективность, это происходит из-за потерь в элементах согласования, потерях на нагрев и прочих потерях растущих при уменьшении размеров излучателя. Потери растут по экспоненте. Излучатель меньшей длины не является резонансным и его необходимо согласовывать при помощи дополнительных элементов, в которых теряется часть энергии передатчика, порой до 80%.

130420064

Короче говоря, короткие антенны конкурировать с длинными, по определению, не могут. Они, безусловно, настраиваются на определенную частоту, имеют при этом довольно узкую полосу, это, кстати, одно из достоинств, оно же является недостатком, но при всем при этом, их эффективность на передачу и прием крайне низка.

Плюсы коротких антенн:

  1. Размер и внешний вид, вес. С этим не поспоришь.
  2. Узкая полоса. Антенна работает как преселектор на прием и не перегружает приемник радиостанции мусором из эфира.

Минусы коротких антенн:

  1. Крайне низкая эффективность на прием и передачу.
  2. Подводимая мощность ограничена конструктивом, обычно, не больше 20-50 ватт.
  3. Узкая полоса ограничивает диапазон применения антенны.

Для чего же применяются короткие антенны?

Короткие антенны имеют свою нишу применения. Они предназначены для ВРЕМЕННОЙ радиофикации автомобиля, на котором не установлено никакое связное оборудование, для целей поддержания связи в автоколонне, например для создания «бомж-комплектов».

Для серьезной связи на расстояние более 4-5 км эти антенны не годятся. Единичные случаи связи с такими антеннами на дальнее расстояние, больше 10-15км, это скорее исключение, чем правило и возможны только в режиме автомобиль – база, а не автомобиль – автомобиль.  Кто-то может возразить, что, мол, для связи с дальнобойщиками этого вполне достаточно, но это не так. В наших реалиях, когда у каждого, чуть ли не первого дальнобоя вместо антенны воткнут в рацию ржавый гвоздь или просто провод, ну или антенна установлена на пластиковый козырек над кабиной, или еще каким-нибудь способом не совместимым с хорошей связью. Обеспечение своего автомобиля нормальным оборудованием, задача первой важности. Для тех, кто уже успел покататься по просторам нашей родины с радиостанцией, наверняка замечали, что дальнобойщики друг друга слышат очень плохо. Как правило, зовут кого-то в эфире они, только находясь в прямой видимости и, например, встав в пробку, каждый новый подъезжающий кричит в рацию: «Ребят, а далеко толкаемся?», «Ребят, а далеко колеечка?». Им, конечно же, отвечают, но подъезжают новые и спрашивают тоже самое. Как Вы думаете почему? Они не слышат ответов тех кто уже встал в пробку!

Простой пример из жизни. Допустим, вы едите по трассе и захотели узнать дорожную обстановку. Вы кричите в эфир: «Ребята подскажите дорожку до города Н», но все молчат. Тут на встречу попадается фура и Вы, обращаясь в водителю, спрашиваете у него обстановку. Скорость фуры 90км/ч, Ваша скорость 90км/ч. По отношению Друг к другу, Вы будете вначале сближаться, а затем удаляться на скорости 180км/ч. За 30 секунд вы разъедитесь на расстояние 1,5 км. Учитывая плачевное состояние антенн у дальнобойщика и наличие короткой антенны у Вас, вы перестанете слышать друг друга примерно через 10-20 секунд. Сюда еще нужно приплюсовать влияние рельефа, который тоже не способствует передаче радиоволн. Иными словами, если дальнобойщик Вас услышит, пока он возьмет в руки гарнитуру, пока будет говорить, вы просто не примите его сообщение целиком. Ну и кому нужна такая связь?

Поэтому, для того, чтобы хорошо слышать и хорошо передавать, нужно иметь хорошую антенну. К сожалению, короткие антенны к хорошим отнести нельзя, поскольку они пригодны только для тех задач, для которых их рассчитывал производитель, как нельзя игрушечным молотком забивать гвозди.

Многие покупают комплект оборудования не для постоянного использования, а для редких поездок на «дальняк» во время отпуска. И тут мы тоже видим подобную картину. А вот теперь задумайтесь, случись, что в дороге, нужно позвать на помощь, а у Вас только короткая антенна. Далеко Вы крикните? Нет. Далеко ли услышите? Нет. Вот уж где действительно, нет места для споров.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
Оставите комментарий ?

41 Комментарии。

  1. Думал у себя снять 1,5м и поставить коротыша. Но спасибо Вам, переубедили 😀

  2. Леший

    Хорошо написал!
    Объясняю все то же самое по 100 раз, но как говорится «и опыт сын ошибок…» по сему пока сами не набьют шишку не поверят.

  3. Я всегда это знал и людям объясняю. Спасибо за статью.

  4. Denis Oakes:
    И всё-таки!Какую бы вы посоветовали антенну на легковую а/м?Я понимаю,что полтора метра для съёмной магнитной антенны это минимум,но можно ли при меньшей длине антенны в паре с хорошей рацией добиться нормального качества связи?

    • Только наш человек видя, что на заправке написано «Бензина нет», обязательно подойдет и спросит, «Совсем совсем нет?!». 😀
      А если по делу, то радиостанции все работают примерно одинаково, приемники сделаны по одной классической схеме (некоторые с ошибками), разница только в примочках и сервисе, а вот антенны нет. А поскольку лучший усилитель, это антенна, то вот на нее и нужно обращать пристальное внимание. Скажу больше, хорошая и правильно установленная антенна, это 80% успеха. Поэтому, каждый сам решает какая связь ему нужна.
      Взять бога за бороду и обмануть законы физики пока еще никому не удалось.
      Из тех антенн с которыми приходилось работать свое мнение описал тут. Автомобильные антенны гражданского диапазона

  5. сергей

    Доброго времени суток! что можете сказать по антене врезная sirio super 9 врезная длинной 140см? стоит ли она своей цены? 🙂

    • В руках не держал. Антенна однокатушечная. А по поводу, стоит ли она своих денег, не знаю, смотря за сколько ее продают. 🙂

  6. Здравствуйте. Скажите пожалуйста, хорошо ли будет работать короткая врезная антена (70 см) в паре с усилителем.

    • Приветствую. Будет, но не долго. Если усилитель 100 ватт, то в принципе, если все установить и настроить правильно, то сразу антенна не сгорит, но я бы так не делал.

  7. Есть и другая сторона вопроса. Не ошибусь, если скажу, что для многих автомобилистов вопрос участия в общем канале радиосвязи в части выбора антенны выглядит примерно так: либо короткую, либо никакую. При всей однозначности выбора антенн, всё-таки считаю, что лучше пусть ставят любую (короткую), чем вообще никакую. В конце концов, даже на небольших расстояниях хотелось бы обращаться к участникам движения посредством радиосвязи, а не старыми дедовскими атавизмами вроде фаро- и аварийко-морганий и т.п.

  8. александр

    привет к твоей дор.станции mj-650нормально встанет Sirio Turbo-3000 (луга)

  9. Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста правильную врезную антенну к mj 555. Спасибо.

    С Новым Годом всех!

  10. Евгений

    День добрый!Подскажите,среди коротышек Optim CB 50 заслуживает внимание или это сплошная бутофория?

  11. Не знаю как так , но коротыш сына т 3 .27 или как ее , меня лично полность устраивает , дальность до 5 км в легкую … Себе на новую буду брать такую же …

  12. Денис

    Здравствуйте. Посоветуйте пожалуйста врезную антенну к MJ300, заранее спасибо.

  13. Владимир

    Подскажите планирую приобрести антенну president Virginia/ будет использоваться совместно с optim Apollo, подойдет ли она под эту рацию?? стоит ли покупать данную антенну?? Понимаю что 49 см это кототкая, но машина — маленький кроссовер премиум класса. т.к. я — любитель быстрой езды, а про эту антенну заявлено, что выдерживает до 200 км\ч и не отрывается. Установка планирую на крышу, но вот не задача, 3\4 крыши занято панорамной крышей… как поведет себя антенна в этих условиях??? Планирую слушать 15-й канал дальнобойщиков, связь на 20 км мне не нужна, 2-5 км уверенной связи на трассе при скорости авто свыше 100 км\ч за глаза. Так нужно ли настраивать данную антенну(ксв), т.к. в отзывах на krikam.net заявлено якобы владельцем данной антенны — цитирую: «что КСВ настраивается путем перемещения антенны по крыше — это не совсем так, ксв настраивается следующим образом — на стержне и на магнитном основании имеются 4 засечки фиксатора, позволяющие опускать-выдвигать антенну примерно на 5 мм, ксв заметно скачет при этом, но у меня настроился без проблем, только осторожнее, эти засечки-фиксторы похожи на одноразовые
    » так в итоге настраивается ли на ней ксв?

  14. сергей

    День добрый помогите подобрать антенну на рацию mj 650 очень много читаю и никак не выберу статья у вас просто супер!!!!!!!!!!!!вот и хочу себе выбрать 80%успеха заранее благодарен

  15. Спасибо за статью !
    Так же был бы, на пой взгляд, необходим материал о необходимой мощности передатчика .. На рынке есть модели имеющие мощность 4/8/10/20/50 Вт, ну и разнообразные усилители сигнала .. Какую мощность можно считать оптимальной и для каких задач ?

  16. игорь

    Прекрасные статьи,в них изложены сами принципы и необходимые условия,ну а выбор конечно,за нами.

  17. Юрий Карпенко

    У меня на Спринтере высотой 2,85м стоит антенна 1,8 метра. Прекрасная связь. Слышу по трассе заранее, не менее чем километров за 20-30. А эти 20-30 километров на спринтере пролетают за ой какое короткое время. А с коротышкой связь на 3-5км, да и то неустойчивая. А каждые 3км не будешь спрашивать в эфир про обстановку, камеры и ГАИшников.
    А случись что — коротышка это фуфло.

  18. Спасибо очень познавательная статья! Скажите а размер магнита на качество связи влияет?

  19. Андрей

    В статье все очень правильно и доходчиво написано. Спасибо. Но у меня делема:
    У меня грузовик с высокой кабиной. Высота крыши кабины от уровня земли около 3,7 метра. Антена врезана с боку крыши кабины чуть ниже угла. Эта врезка и антена достались мне по наследству от предыдущего владельца. Стоит 1,5 метровая под углом 45°. В общем все неправильно. Хочу исправить. Установка антенны под углом, это плохо. Поставить вертикально тоже нет, первые троллейбусные провода и она укоротится как минимум вдвое. Поэтому единственный на мой взгляд выход, это антена 1м и вертикальная установка. Помогите выбрать коротыша, что-бы попытаться добиться приемлемой радиосвязи.

  20. Михаил

    Добрый день, нашёл ваш блог в гугле по запросу «антенна для микроавтобуса», может что посоветуете (лучше из длинного) для микроавтобуса Форд Эконолайн (ставить буду на водосток у крыши) в пару к рации Cobra lx 29, заранее, спасибо:)

    • Ну, американцы любят антенны типа FireStick. Ставьте что-то типа Optim T3-27.

      • Михаил

        Так это же короткая магнитка, а мне бы хотелось с кронштейном, чтобы на водосток закрепить, и лучше длинную: зачем на большую машину мелкую фигульку ставить:)

        • Они есть и врезные. На кронштейн поставить вполне реально. Собственно, на эконолайн я бы такую и поставил. собственно, вот http://www.firestik.com/CatalogFrame.htm
          Фургончик и так высокий, можно, конечно влепить и 1,5м, но с указанной коброй будет не айс.

          • Михаил

            Спасибо, а почему «с указанной коброй будет не айс.»? Я уже тут вроде начитался, что антенная – это независимое от модели устройство

          • Совершенно верно, но вот у указанной Вами кобры проблемы с АРУ, поэтому подключать к ней эффективные антенны не желательно. Только и всего.

          • Михаил

            Вот это интересные новости.. А чем чревата установка эффективных антенн?

Оставить комментарий