Эта радиостанция появилась у меня несколько месяцев назад, но в силу обстоятельств я не мог ей заняться, и она благополучно пылилась на полочке. Но ее время все-таки пришло, и в этом обзоре я расскажу вам о новой MegaJet MJ-150 от компании ProCom.
В журнале уже был
Коротко о предыдущей версии
Если коротко охарактеризовать старый MegaJet MJ-150, то радиостанция была очень неплохо задумана, но совершенно непотребно собрана. Причем, если вы купили новую станцию, она у вас заработала сразу и без проблем, что называется “из коробки”, то скорее всего она работала бы у вас очень долго, и каких-либо сюрпризов от нее вы не получили бы за весь срок ее службы. Однако, если ваше знакомство с MJ-150 сразу не задалось, то проблем с этими аппаратом у вас было бы много. У меня даже были в практике случаи, когда выходные каскады передатчиков станций с Китайского завода Nextron сгорали просто от подключения к источнику питания. В общем, станция была не плохая, но при покупке требовала обязательной проверки с пристрастием, ибо брака было немало. Что же касается нового MegaJet MJ-150, то это совершенно другая история, и она начинается в 2020 году, можно сказать, с чистого листа, поскольку от старой версии тут осталось только название и похожая внешность.
Внешний вид MegaJet MJ-150
Поставляется радиостанция в синей картонной коробке с довольно качественной полиграфией.
На коробке перечислены основные достоинства радиостанции и представлен ее внешний вид. В целом, довольно симпатично. Комплектация стандартная. Это сама радиостанция, гарнитура (тангента), монтажный набор, инструкция и скоба крепления.
Скоба крепления не крашенная, такое ощущение, что ее вырубили из листа стали, согнули и сразу бросили в коробку, на местах сгиба присутствуют характерные следы от гибочного станка.
Тоже самое можно сказать и о держателе гарнитуры, он не крашенный и не хромированный. Вырезали, согнули и в коробку сунули. Мелочь, казалось бы, но перед нами дитя 2020 года, судя по всему, оптимизация и экономия не обошли стороной марку MegaJet…
Сама радиостанция очень похожа на свою предшественницу, дизайн скопирован почти целиком. Все очень похоже на старую модель, но отличая все-таки есть, это можно назвать по-автомобильному, рестайлингом.
Передняя панель выполнена из черного пластика с текстурой похожей внешне на текстуру крышек радиостанции. Дисплей большой, с крупной индикацией. Хорошо читается со всех углов.
Кнопки пластиковые. Под дисплеем кнопки подсвечиваются в темноте, кнопки переключения каналов, увы, не подсвечиваются.
Разъем гарнитуры стандартный 4 контактный, как, например, у MegaJet MJ-300.
Корпус радиостанции представляет собой металлическое шасси, закрытое двумя крышками сверху и снизу. Каждая крышка крепится к шасси при помощи 4 винтов. Крышки покрашены черной порошковой краской.
Сзади у радиостанции находится разъем для подключения антенны, кабель питания и разъем для подключения внешнего громкоговорителя.
Кабель питания не имеет разъема для быстрого разъединения, что на мой взгляд, минус. Гарнитура MegaJet MJ-150 теперь полностью аналогична таковой от радиостанции MegaJet MJ-300, те же формы, тот же разъем, они полностью взаимозаменяемы.
Функции и управление
MegaJet MJ-150 – олицетворение высказывания: “всё, что нужно, и ничего лишнего”. В этой радиостанции есть все, что может понадобиться для работы на Си-Би и в тоже время нет каких-то лишних функций. В управлении есть некоторые спорные моменты, которые я бы сделал иначе, но, что есть, то есть.
- Разъем для подключения гарнитуры
- Ручка регулировки громкости, а также включения/выключения радиостанции
- Дисплей
- Кнопка (AM/FM) переключения вида модуляции AM/FM.
- Кнопка (CH9) быстрого перехода на 9 аварийный канал.
- Кнопка (DW/ASQ) включения режима прослушивания двух каналов. Для активации этого режима необходимо кнопками переключения каналов выбрать первый канал для прослушивания, коротко нажать кнопку DW и далее кнопками переключения каналов выбрать второй канал для прослушивания. Далее станция автоматически перейдет в режим прослушивания двух каналов. Для активации автоматического (спектрального) шумоподавителя, необходимо кнопку DW нажать и удерживать до того момента, пока на экране не появится значок AQ, что будет означать, что автоматический шумоподавитель активирован, а пороговый отключен.
- Ручка регулировки порогового шумоподавителя.
- Кнопки переключения каналов.
Многосеточный режим, «дырки», нули и пятерки
Для включения многосеточного режима необходимо выключить радиостанцию, зажать и удерживать кнопку AM/FM, затем включить радиостанцию. После включения кнопку AM/FM можно отпустить. Активировав многосеточный режим, переключаться между сетками частот можно при помощи кнопки CH9.
Для активации дополнительных каналов, «дырок», необходимо на включенной радиостанции зажать и удерживать кнопку AM/FM до того момента, пока на экране не появится значок SP, после этого вам станут доступны дополнительные 5 каналов в конце диапазона (41-45).
К сожалению, в новой MJ-150 не предусмотрен быстрый переход из российского стандарта в европейский и обратно. Для переключения из «России» в «Европу» и обратно, необходимо выключить радиостанцию, зажать кнопки AM/FM + СH9 и включить радиостанцию. На дисплее должен появится символ «-5» в прямоугольнике, это будет означать, что мы в нулях, если символ «-5» в прямоугольнике на дисплее отсутствует, значит мы в пятерках.
Например: Россия 15 канал, нули (27.130), символ «-5» на дисплее присутствует. Европа 15 канал, пятерки (27.135), символ «-5» на дисплее отсутствует. Почему Россия в 0ях, а Европа в 5ках, тема для отдельного повествования.
Внутри
А внутри нас ждет старый добрый дизайн от завода и разработчиков ProСom. Это хорошо, поскольку радиостанции от компании ProCom зарекомендовали себя с лучшей стороны, нежели радиостанции от компании Nextron.
В целом, можно сказать, что перед нами станция, очень похожая на MegaJet MJ-100 нового образца. Это также значит, что тут нет новомодных защит от дурака, вроде переполюсовки, возможности работы от 24В и какой-либо защиты от «кривой антенны». Все, как было в старых-добрых мегаджетах 10 лет назад. С другой стороны, это забота о ремонтниках.
Пайка аккуратная. Собрана радиостанция довольно неплохо. Процессор Samsung, это плюс.
Один фильтр первой промежуточной частоты. Согласование контуров приемника выполнено классически.
Надежный стабилизатор 8В на KIA78L
Выходной каскад передатчика, тоже выполнен по классической схеме на 2SC2078 и 2SC2314. Оба транзистора прикручены к шасси и имеют надежный теполоотвод.
Дроссель по питанию бескаркасный, намотан на воздухе и сделан в виде вот такой вот «колбасы». Еще один плюс к экономии на железе.
Тесты в эфире
В целом, радиостанция очень напоминает по поведению все давно нам всем знакомое семейство MegaJet (кто бы мог подумать). Несмотря на простоту, здесь довольно неплохой приемник, к нему вопросов не возникло. Чувствительность приемника около 0,2мкВ в AM и в FM. А также вполне надежный передатчик. Из недостатков можно отметить отсутствие фильтра Noise Blanker, станция будет реагировать на импульсные помехи, глухую неразборчивую модуляцию, и не очень внятно работающие шумоподавители. Автоматический шумоподавитель сильно перетянут по уровню и может заикаться на громких сигналах, а пороговый, хоть и имеет гистерезис в 3дБ, по факту этого недостаточно для уверенной работы. Также, как это заведено у MeagJet, “из коробки” модуляция глуховатая и невнятная. Она конечно лучше, чем у MJ-600, но ее можно сделать еще лучше и качественнее. Все подобные проблемы легко решить при помощи несложной доработки, о которой можно почитать здесь (в разработке, дополню чуть позже).
Итог
Что же собой представляет MegaJet MJ-150 2020 года? Это продукт своего времени. Откровенно ругать его не за что, он работает, но: это хоть и шаг вперед относительно предыдущей версии, на мой взгляд, это все-таки топтание на месте относительно других моделей MegaJet. В этой радиостанции вы не увидите ничего инновационного, это обычная классическая си-бишка, какой мы знали ее 10 лет назад, такой она осталась и сейчас. Эта просто станция, которая позволит вам быть на связи и при должном подходе должна прослужить, не доставив особенных проблем. Но это покажет практика.
Всем удачи, 55, 73!
Экономия, что б ее. Жаль конечно, старая мне больше нравится. Лучше бы ее не трогали, а качество подтянули.