Очень много споров возникает вокруг коротких автомобильных антенн гражданского диапазона. Пожалуй, ни один тип автомобильных антенн не удостаивается такого внимания на форумах как короткие. Это, конечно понятно, не каждый автолюбитель согласится поставить на крышу своей машины длинную удочку, цеплять ветки, потолок в парковках и так далее. Однако сразу напрашивается вопрос, а зачем людям, которые ставят короткие антенны связь? У этих антенн есть своя, довольно узкая ниша, где их использование оправдано и целесообразно. Давайте разберемся.
Начать, наверное, нужно с вопроса, который каждый автолюбитель си-бишник должен себе задать: «А зачем мне связь?». У каждого будет свой ответ, но 99% ответов на этот вопрос будет приблизительно такой: «Для прослушивания дальнобоев и общения в 15 канале».
Как правило, попадая в среду си-бишников автомобилистов и загоревшись идеей радиосвязи среди себе подобных, человек, не прислушиваясь к советам окружающих, идет на рынок и по совету ушлых продавцов покупает себе «комплект для 15 канала». Радиостанцию, не суть важно какую (обычно какой-нибудь неликвид вроде древних мегаджетов), и, как правило, короткую антенну. Поскольку продавцы сами не знают, что продают и очень хорошо умеют «ездить по ушам», впаривать товар, короткая антенна рекламируется как «компактная, отличная, очень эффективная, не хуже длинных» (стоят они, кстати, одинаково, а зачастую и дороже длинных). На неподготовленные уши начинающего си-бишника навешивается тонны лапши, а мозги заполняются отборным бредом, в результате которого он довольный, покупкой отправляется к своему автомобилю и про себя думает, что, какие же дураки, кто ездит с длинными антеннами. Впереди его ждет разочарование, но это будет несколько позже.
Коротких антенн довольно много, среди них: самая знаменитая Sirio T3-27, менее распространены Sirio Triflex, Sirio Mini Snake, Sirio Cellular 33S, Sirio Mini Mag, еще меньше, President MISSOURI, President GEORGIA и куча их клонов.
Как известно из практики, лучший усилитель, это антенна. Именно антенна, а не радиостанция, на 80% определяет качество связи. Чем лучше антенна, тем лучше связь и наоборот. В первом приближении, можно сказать, что чем длиннее антенна, тем лучше она работает. Для гражданского диапазона, где длина волны составляет примерно 11 метров, максимальный разумный размер автомобильной антенны составляет 2,7 метра, это так называемая четверть. Да-да, такие автомобильные антенны тоже есть, это самая эффективная и мощная из всех антенн, что можно стационарно установить на автомобиль. Все остальные антенны, класса 2м, 1,5м, 1м, и так далее, являются укороченными вариантами четверти. Это те же самые четверти, укороченные физически, но удлиненные электрически катушкой в основании, катушкой в центре штыря или сама антенна представляет собой катушку, как, например, Sirio T3-27. При уменьшении размеров антенны падает ее эффективность, это происходит из-за потерь в элементах согласования, потерях на нагрев и прочих потерях растущих при уменьшении размеров излучателя. Потери растут по экспоненте. Излучатель меньшей длины не является резонансным и его необходимо согласовывать при помощи дополнительных элементов, в которых теряется часть энергии передатчика, порой до 80%.
Короче говоря, короткие антенны конкурировать с длинными, по определению, не могут. Они, безусловно, настраиваются на определенную частоту, имеют при этом довольно узкую полосу, это, кстати, одно из достоинств, оно же является недостатком, но при всем при этом, их эффективность на передачу и прием крайне низка.
Плюсы коротких антенн:
- Размер и внешний вид, вес. С этим не поспоришь.
- Узкая полоса. Антенна работает как преселектор на прием и не перегружает приемник радиостанции мусором из эфира.
Минусы коротких антенн:
- Крайне низкая эффективность на прием и передачу.
- Подводимая мощность ограничена конструктивом, обычно, не больше 20-50 ватт.
- Узкая полоса ограничивает диапазон применения антенны.
Для чего же применяются короткие антенны?
Короткие антенны имеют свою нишу применения. Они предназначены для ВРЕМЕННОЙ радиофикации автомобиля, на котором не установлено никакое связное оборудование, для целей поддержания связи в автоколонне, например для создания “бомж-комплектов”.
Для серьезной связи на расстояние более 4-5 км эти антенны не годятся. Единичные случаи связи с такими антеннами на дальнее расстояние, больше 10-15км, это скорее исключение, чем правило и возможны только в режиме автомобиль – база, а не автомобиль – автомобиль. Кто-то может возразить, что, мол, для связи с дальнобойщиками этого вполне достаточно, но это не так. В наших реалиях, когда у каждого, чуть ли не первого дальнобоя вместо антенны воткнут в рацию ржавый гвоздь или просто провод, ну или антенна установлена на пластиковый козырек над кабиной, или еще каким-нибудь способом не совместимым с хорошей связью. Обеспечение своего автомобиля нормальным оборудованием, задача первой важности. Для тех, кто уже успел покататься по просторам нашей родины с радиостанцией, наверняка замечали, что дальнобойщики друг друга слышат очень плохо. Как правило, зовут кого-то в эфире они, только находясь в прямой видимости и, например, встав в пробку, каждый новый подъезжающий кричит в рацию: «Ребят, а далеко толкаемся?», «Ребят, а далеко колеечка?». Им, конечно же, отвечают, но подъезжают новые и спрашивают тоже самое. Как Вы думаете почему? Они не слышат ответов тех кто уже встал в пробку!
Простой пример из жизни. Допустим, вы едите по трассе и захотели узнать дорожную обстановку. Вы кричите в эфир: «Ребята подскажите дорожку до города Н», но все молчат. Тут на встречу попадается фура и Вы, обращаясь в водителю, спрашиваете у него обстановку. Скорость фуры 90км/ч, Ваша скорость 90км/ч. По отношению Друг к другу, Вы будете вначале сближаться, а затем удаляться на скорости 180км/ч. За 30 секунд вы разъедитесь на расстояние 1,5 км. Учитывая плачевное состояние антенн у дальнобойщика и наличие короткой антенны у Вас, вы перестанете слышать друг друга примерно через 10-20 секунд. Сюда еще нужно приплюсовать влияние рельефа, который тоже не способствует передаче радиоволн. Иными словами, если дальнобойщик Вас услышит, пока он возьмет в руки гарнитуру, пока будет говорить, вы просто не примите его сообщение целиком. Ну и кому нужна такая связь?
Поэтому, для того, чтобы хорошо слышать и хорошо передавать, нужно иметь хорошую антенну. К сожалению, короткие антенны к хорошим отнести нельзя, поскольку они пригодны только для тех задач, для которых их рассчитывал производитель, как нельзя игрушечным молотком забивать гвозди.
Многие покупают комплект оборудования не для постоянного использования, а для редких поездок на «дальняк» во время отпуска. И тут мы тоже видим подобную картину. А вот теперь задумайтесь, случись, что в дороге, нужно позвать на помощь, а у Вас только короткая антенна. Далеко Вы крикните? Нет. Далеко ли услышите? Нет. Вот уж где действительно, нет места для споров.
Всем удачи, 55, 73!
Думал у себя снять 1,5м и поставить коротыша. Но спасибо Вам, переубедили
Да, 1,5м для магнитной антенны разумный минимум. Все что меньше работает плохо.
Хорошо написал!
Объясняю все то же самое по 100 раз, но как говорится “и опыт сын ошибок…” по сему пока сами не набьют шишку не поверят.
Я всегда это знал и людям объясняю. Спасибо за статью.
Denis Oakes:
И всё-таки!Какую бы вы посоветовали антенну на легковую а/м?Я понимаю,что полтора метра для съёмной магнитной антенны это минимум,но можно ли при меньшей длине антенны в паре с хорошей рацией добиться нормального качества связи?
Только наш человек видя, что на заправке написано “Бензина нет”, обязательно подойдет и спросит, “Совсем совсем нет?!”.
А если по делу, то радиостанции все работают примерно одинаково, приемники сделаны по одной классической схеме (некоторые с ошибками), разница только в примочках и сервисе, а вот антенны нет. А поскольку лучший усилитель, это антенна, то вот на нее и нужно обращать пристальное внимание. Скажу больше, хорошая и правильно установленная антенна, это 80% успеха. Поэтому, каждый сам решает какая связь ему нужна.
Взять бога за бороду и обмануть законы физики пока еще никому не удалось.
Из тех антенн с которыми приходилось работать свое мнение описал тут. Автомобильные антенны гражданского диапазона
Alan ML-145 какую дальность может дать?
Смотря с чем работать, если с базой, километров 25, если между двумя ML-145, то примерно километров 15. Сильно зависит от условия эксплуатации.
Доброго времени суток! что можете сказать по антене врезная sirio super 9 врезная длинной 140см? стоит ли она своей цены?
В руках не держал. Антенна однокатушечная. А по поводу, стоит ли она своих денег, не знаю, смотря за сколько ее продают.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, хорошо ли будет работать короткая врезная антена (70 см) в паре с усилителем.
Приветствую. Будет, но не долго. Если усилитель 100 ватт, то в принципе, если все установить и настроить правильно, то сразу антенна не сгорит, но я бы так не делал.
Есть и другая сторона вопроса. Не ошибусь, если скажу, что для многих автомобилистов вопрос участия в общем канале радиосвязи в части выбора антенны выглядит примерно так: либо короткую, либо никакую. При всей однозначности выбора антенн, всё-таки считаю, что лучше пусть ставят любую (короткую), чем вообще никакую. В конце концов, даже на небольших расстояниях хотелось бы обращаться к участникам движения посредством радиосвязи, а не старыми дедовскими атавизмами вроде фаро- и аварийко-морганий и т.п.
Согласен, только вот связи толковой не получается с такими участниками радиообмена.
привет к твоей дор.станции mj-650нормально встанет Sirio Turbo-3000 (луга)
Думаю, да. Станция же не знает, что к ней подключено, лишь бы оно было настроено.
Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста правильную врезную антенну к mj 555. Спасибо.
С Новым Годом всех!
Из правильных: Sirio 5000 Turbo, Sirio 5000 Performer, Lemm 2001 Turbo, Optim CB-2001
Спасибо!
День добрый!Подскажите,среди коротышек Optim CB 50 заслуживает внимание или это сплошная бутофория?
Да в принципе работает. Не сильно лучше T3-27. Достоинства и недостатки у нее те же самые.
Не знаю как так , но коротыш сына т 3 .27 или как ее , меня лично полность устраивает , дальность до 5 км в легкую … Себе на новую буду брать такую же …
Ну, коли устраивает, то почему бы и нет.
Здравствуйте. Посоветуйте пожалуйста врезную антенну к MJ300, заранее спасибо.
Денис, внимательно ознакомьтесь с http://radiochief.ru/radio/chavo-po-vyboru-oborudovaniya-grazhdanskoj-radiosvyazi/
Подскажите планирую приобрести антенну president Virginia/ будет использоваться совместно с optim Apollo, подойдет ли она под эту рацию?? стоит ли покупать данную антенну?? Понимаю что 49 см это кототкая, но машина – маленький кроссовер премиум класса. т.к. я – любитель быстрой езды, а про эту антенну заявлено, что выдерживает до 200 км\ч и не отрывается. Установка планирую на крышу, но вот не задача, 3\4 крыши занято панорамной крышей… как поведет себя антенна в этих условиях??? Планирую слушать 15-й канал дальнобойщиков, связь на 20 км мне не нужна, 2-5 км уверенной связи на трассе при скорости авто свыше 100 км\ч за глаза. Так нужно ли настраивать данную антенну(ксв), т.к. в отзывах на krikam.net заявлено якобы владельцем данной антенны – цитирую: “что КСВ настраивается путем перемещения антенны по крыше – это не совсем так, ксв настраивается следующим образом – на стержне и на магнитном основании имеются 4 засечки фиксатора, позволяющие опускать-выдвигать антенну примерно на 5 мм, ксв заметно скачет при этом, но у меня настроился без проблем, только осторожнее, эти засечки-фиксторы похожи на одноразовые
” так в итоге настраивается ли на ней ксв?
Ты пытался читать на сайте информацию. Все ответы есть.
День добрый помогите подобрать антенну на рацию mj 650 очень много читаю и никак не выберу статья у вас просто супер!!!!!!!!!!!!вот и хочу себе выбрать 80%успеха заранее благодарен
Спасибо за статью !
Так же был бы, на пой взгляд, необходим материал о необходимой мощности передатчика .. На рынке есть модели имеющие мощность 4/8/10/20/50 Вт, ну и разнообразные усилители сигнала .. Какую мощность можно считать оптимальной и для каких задач ?
Прекрасные статьи,в них изложены сами принципы и необходимые условия,ну а выбор конечно,за нами.
У меня на Спринтере высотой 2,85м стоит антенна 1,8 метра. Прекрасная связь. Слышу по трассе заранее, не менее чем километров за 20-30. А эти 20-30 километров на спринтере пролетают за ой какое короткое время. А с коротышкой связь на 3-5км, да и то неустойчивая. А каждые 3км не будешь спрашивать в эфир про обстановку, камеры и ГАИшников.
А случись что – коротышка это фуфло.
Спасибо очень познавательная статья! Скажите а размер магнита на качество связи влияет?
Влияет, но не сильно. Скорее на стабильность настройки.
В статье все очень правильно и доходчиво написано. Спасибо. Но у меня делема:
У меня грузовик с высокой кабиной. Высота крыши кабины от уровня земли около 3,7 метра. Антена врезана с боку крыши кабины чуть ниже угла. Эта врезка и антена достались мне по наследству от предыдущего владельца. Стоит 1,5 метровая под углом 45°. В общем все неправильно. Хочу исправить. Установка антенны под углом, это плохо. Поставить вертикально тоже нет, первые троллейбусные провода и она укоротится как минимум вдвое. Поэтому единственный на мой взгляд выход, это антена 1м и вертикальная установка. Помогите выбрать коротыша, что-бы попытаться добиться приемлемой радиосвязи.
Добрый день, нашёл ваш блог в гугле по запросу «антенна для микроавтобуса», может что посоветуете (лучше из длинного) для микроавтобуса Форд Эконолайн (ставить буду на водосток у крыши) в пару к рации Cobra lx 29, заранее, спасибо:)
Ну, американцы любят антенны типа FireStick. Ставьте что-то типа Optim T3-27.
Так это же короткая магнитка, а мне бы хотелось с кронштейном, чтобы на водосток закрепить, и лучше длинную: зачем на большую машину мелкую фигульку ставить:)
Они есть и врезные. На кронштейн поставить вполне реально. Собственно, на эконолайн я бы такую и поставил. собственно, вот http://www.firestik.com/CatalogFrame.htm
Фургончик и так высокий, можно, конечно влепить и 1,5м, но с указанной коброй будет не айс.
Спасибо, а почему «с указанной коброй будет не айс.»? Я уже тут вроде начитался, что антенная – это независимое от модели устройство
Совершенно верно, но вот у указанной Вами кобры проблемы с АРУ, поэтому подключать к ней эффективные антенны не желательно. Только и всего.
Вот это интересные новости.. А чем чревата установка эффективных антенн?
Добрый день, подскажите пожалуйста какую антенну мне лучше поставить к MJ-550.
Денис, подскажите у меня микрик высокий и рация Oprim 778 какую лучшие антенну взять заранее благодарен.
Доброго времени суток! у меня пикап тойота хайлюкс и есть вопрос по установке длинной антенны: если установить антенну 2,7 метра на крышу кабины, а конец закрепить на рейлинге кунга, т.е. из антенны сделать дугу, то как при таком монтаже будет работать радиосвязь?
Если коротко, то плохо.
Стоял у меня коротыш мини маг, катушку расплавило и повело на 50 ваттах
Не пойму почему уперлись в 11 метровый, ведь на 0,7 метрах связь намного лучше?
Подскажите к мегаджет 300 антенна сирио турбо короткая нормально или длинную лучше
Привет! Антенна магнитная Optim CB-100MAG как показывает себя на практике? Спасибо!
Если коротко – отстой.
На старом авто на креплении к багажнику стояла Sirio T3-27 совместно с MJ-800. Да я слышил, иногда передовал, но вау качества туда и обратно не не замечал. Пробовал дальность Vector VT-27 + Alan ML 145 со мной, друг друга за 1 км слышим.
Вот сейчас хочется улучшить качество связи на новом авто. Врезать не хочется, на кронштейн в связи с конструкций багажника нового авто очень сложно поставить Sirio T3-27. Подумываю перейти на другую антенну на магните, и на крышу ее, будет ли это лучше чем Sirio T3-27 на кронштейне верхней части багажника паркетника? Если лучше то прошу совета по антенне.
Ставьте Big Optim. Кронштейны на багажник дичь дикая, уж лучше магнитку. Почему так, поищите в журнале, я видео на эту тему снимал.
Какую антену посоветуете поставить на мерседес Е300 на багажник ? Рация mj555
По сути, любую подходящую под ваши задачи.
Здравствуйте, сразу чтоб небыло вопросов у многих. рация мегажека 600турбо антэна тоже мегаджет т3-27MAG90 СРАЗУ ГОВОРЮ МАГНИТ ОЧЕНЬ МАЛ. при езде антэна не слетает но ползает немного оставляя след на крыше. Прием мне нравится около 10 км слышу идеально, иногда принимаю в черте города машину которая по прямой на карте находится около 11,5 км 9,5 поля2км город. На передачу точно проверить и сказать не могу поскольку большинсво далнобоев просто мудаки которым впадлу ответить на сколько прием хороший или плохой. Отвечают не все когда проверяю настройку в черте города 4-6 км принимали на 5 ( но тут очень сильно влияют застройки и их расположениена сколько я понял.) выезжал в чистое поле для настройки антена по центру криши, авто логан . Пытался докричатся до базы дальнобойщиков иногда отвечали говорили прием на 5 но чаще просто молчат. В итоге я так и не понял или барпхлит антэна или просто комуто впадлу ответить. В радио я полный 0 ксв настраивал на абум по инструкции к прибору свр430. По поводу антэны на магните могу сказать из наблюдений очень шумит от ветра провод также не смог разобраться на антэне защитный колпачек когда его одеваю ксв меняется как правильно нужно настраивать и мерять с колпачком или без. Подскажите кто может голова кругом. Также из личных наблюдений при установке антэны на край авто ксв менялся не сильно но при езде много непонятных шумов и помех шумы создает даже тангента если ее положить возле зарядуи к телефону или к каким либо приборам. И еще один болшой вопрос можноли такую антэну подключить к другому проводу на кронштейн чтобы избавится от свиста провода. Многие скажут что я ненормальный но подумываю про антэну оптимм св-2001.
Денис, добрый день.
Досталась в наследство MJ-555. Хочу установить на ПАЗ. Высота крыши 3 м. Если еще 2 м антенны – все тоннели и мосты будут моими. Что-то писали, про установку коротышей на зеркала. Что можете посоветовать и как сделать? В принципе, готов через месяц подъехать на установку.
здравствуйте, поделитесь пожалуйста опытом.
какая из антенн врезанная по центру крыши будет предпочтительнее для старой марки megajet 2701 (радиостанция в идеальном состоянии), для 15 канала 27,135 мгц optim cb-1100 (1м) или optim T3-27?
Заранее спасибо.
Ни та не другая. Optim CB-1000
спасибо
Спасибо за совет.
Приобрел optim cb-1000, установил в центр крыши, в качестве пластины усиления использовал листовую медь 1,5 мм, настроилась сразу в 1,05 по КСВ.
Оказалось что с антенной 1м я был почти глухонемой.
автомобиль легковой
Денис , добрый день. Посмотрел ваши видео про установку антенны на автомобиль, прочитал про антенны-коротыши, но вопросы все-равно остались. У меня высокий ТагАЗ Тайгер. Высота крыши около 1,9метров, Багажника нет. Езжу не только по асфальту, иногда и по лесам. Решил его радиофицировать , что бы слушать дорожную обстановку на трассе, для чего приобрёл станцию Optim Truck. Сейчас подбираю антенну. Что бы вы посоветовали?
Если пользуетесь изредка, поставьте антенну типа ML-145. Классика, разумный компромисс, для подобного автомобиля.
Добрый день, Денис.
Такой вопрос, на легковушке пользуюсь радиостанцией President Bill с антенной President Missouri export, дальность связи 5-6 км в городе, хотелось бы улучшить сей показатель, думаю перейти на ML-145. Но в видео обзоре данной радиостанции Вы говорили, что с большими антеннами, качество работы сего девайса может быть сомнительное. Я понимаю что 1,5 м не очень то и большая антенна :smile:, но хотел узнать ваше мнение, будет ли рационально ставить такую антенну. Или возможно хотите посоветовать какую нибудь другую антенну к данной радиостанции?
73!
По идее больших проблем быть не должно, попробуйте.
Здравствуйте.
Перечитал кучу рекомендаций, в том числе и ваших по антеннам, но всё они древние и купить те антенны, что советуют, уже почти невозможно. Посоветуйте хорошую врезную антенну длиной до 1700мм и ценой до 4500 руб.