Проблема помех приему встает в полный рост перед каждым пользователем эфира решившим открыть для себя Си-Би диапазон. В основном, новички в связи не в состоянии отличить неисправность аппаратуры от наличия вредных помех в эфире, и в связи с этим на форумах постоянно возникают споры о дальности связи, шумности радиостанций, не настроенных антеннах и прочий подобный бред.
Нет, безусловно, качество аппаратуры связи играет не самую последнюю роль, также немаловажную роль играет то, кем и как она установлена. Качество настройки антенны тоже важно, но в целом все это не столь критично, как принято об этом думать. Исправная, правильно установленная и настроенная аппаратура в целом работает примерно одинаково на любом автомобиле, более того, все радиостанции на рынке тоже работают примерно одинаково, каких-либо существенных различий в работе приемников и передатчиков исправных радиостанций, как правило, не наблюдается. Безусловно, есть нюансы, но они вносят весьма незначительные коррективы в дальность и качество радиосвязи. Давайте разберемся, что же сильнее всего влияет на качество и дальность радиосвязи. И если Вы, приобретя комплект из радиостанции и антенны, не получили вожделенного чистого приема и передачи, то настоятельно рекомендую прочитать эту статью до конца, возможно Вы найдете ответы на свои вопросы.
Радиостанции и антенны
Для начала поговорим о том, на что нам, как пользователям, повлиять проще всего, и собственно на то, на что жалуется подавляющее большинство людей купивших аппаратуру и которым так и не удалось добиться уверенной связи.
Очень часто приходится слышать от клиентов и читать на форумах, что мол: «Вот есть у меня радиостанция XXX и антенна YYY, и работают они плохо, наверное, надо радиостанцию поменять, она, скорее всего плохая (далеко не берет), а антенна хорошая, у нее КСВ=1, мне ее установили и настроили на трассе».
Так вот, друзья, если говорить только о железе, то 80% успеха в связи определяется антенной, и только 20% радиостанцией. Без хорошей антенны любая, самая навороченная радиостанция не сможет ничего ни принять ни передать. И любая самая навороченная и эффективная антенна, будучи установленной с нарушением требований, может терять от 30 до 70% своей эффективности, что непременно скажется на дальности уверенной радиосвязи. Это примерно то, что мы постоянно наблюдаем в канале дальнобойщиков. Вроде бы и антенны у дальнобоев не самые плохие, но установлены черти как, или просто сгнили под действием солей и реагентов летящих с дороги. И поэтому связи, как не было с ними так и нет. Опять же, примерно 80% участников радиообмена не следят за своей техникой, поставили и забыли. Антенна, которая кроме того, что не установлена в соответствии с требованиями, а как бог на душу положит, еще и сгнивает со временем. Связь с такими корреспондентами возможна только в пределах прямой видимости (кого вижу, того и слышу), о полноценном радиообмене на сколько-нибудь оперативном расстоянии речи не идет. А многим связь на 10 км просто не нужна, им хватает 1-2 км, такие водители тоже встречаются, и не редко.
Фактически устанавливая себе на машину хорошую радиостанцию и эффективную антенну, мы повышаем шансы на хорошую радиосвязь вот с такими радиоинвалидами и получаем отличную радиосвязь с теми, кто требованиями не пренебрегает и за своей техникой следит.
Иными словами, если Вы планируете общаться в 15 канале и радиостанцию с антенной приобретаете именно для этих целей, старайтесь делать все согласно требованиям по установке и настройке аппаратуры связи гражданского диапазона. Тем самым Вы избавите себя от массы проблем, с которыми можете столкнуться, если следовать им не будете, плюс, повысите шансы получить ту связь о которой мечтаете.
Однако, качество связи определяется не только радиостанцией и антенной. Даже если Вы все сделали как положено, в исправности радиостанции и корректности установки антенны уверены на все 100%, переходим к следующему пункту.
Помехи приему и передаче
Отсутствие хорошей связи может определяться не только используемой аппаратурой но и помеховой обстановкой в точке приема/передачи. Помехи это самый главный враг и бич гражданина пожелавшего воспользоваться всеми благами гражданского диапазона. В большинстве случаев именно помехи, а не аппаратура не дают нам связаться на дальних дистанциях, ограничивают возможности техники связи и вносят в нашу жизнь боль и разочарования. Давайте разбираться, какие бывают помехи и как с ними можно бороться, или избегать их.
Помех, на самом деле, великое множество, все они имеют разную природу возникновения, но все они одинаково пагубно сказываются на дальности приема и передачи. И если мы говорим о связи на автомобиле, то условно можно выделить помехи которые генерирует бортовая сеть автомобиля и помехи внешнего происхождения.
Помехи от бортовой сети
Современные автомобили, особенно зарубежного производства, как правило, выполнены согласно требованиям электромагнитной совместимости и не особенно сильно гадят в бортовую сеть и в эфир, чего нельзя сказать о наших, даже достаточно современных автомобилях. Поэтому на иномарках возможно и допустимо небольшое разгильдяйство по части установки радиостанции (например, питание через прикуриватель), хотя и не всегда.
Определяем источник помех
Радиостанция Си-Би диапазона, это достаточно чуткое радиоэлектронное устройство способное принимать не только полезные сигналы из эфира, но и всякий мусор генерируемый различными электронными приборами. И если Вы пришли к выводу, что источником помех является бортовая сеть, то с этим, конечно, нужно разбираться в первую очередь.
Первое, что следует сделать, определить по какому пути помеха поступает в радиостанцию. По питанию или по эфиру. В первом случае, все достаточно просто, во втором сильно сложнее.
Определить откуда приходит помеха не трудно, на заведенной машине нужно включить радиостанцию и отсоединить антенну от блока радиостанции, выключить шумоподавители и наблюдать за характером шума. Не беспокойтесь, с радиостанцией ничего не случится (главное не нажимайте на тангенту), а вот наблюдая за шумами радиостанции можно понять, откуда приходит помеха. Если при отключении антенны, помеха никуда не делась, значит, она приходит в радиостанцию по питанию, и здесь Вам скорее всего поможет обычный фильтр, какой применяют для питания магнитол (обязательно смотрите максимальный ток, желательно брать фильтр на 5-10А).
Если же с отключением антенны помеха пропадает, значит, она приходит в радиостанцию по эфиру и давить такую помеху необходимо в месте ее возникновения. Если речь идет о бортовой сети автомобиля, то источником помех может быть что угодно. Бензонасос (вой и гул), блок управления форсунками (треск, щелчки), генератор (вой), «колхозный» ксенон (тотальное падение чувствительности радиостанции, при включении головного света зашкаливает S-метр).
Также генерировать помехи могут разнообразные адаптеры питающие китайские навигаторы, регистраторы и пр. Их при поиске источника помех стоит отключить от бортовой сети в первую очередь, поскольку они могут, как и ксенон, полностью убивать прием.
Дальнейшие действия по поиску обычно начинаются с того, что необходимо взять в руки портативную радиостанцию типа Alan 42 в режиме AM с подключенной антенной и питанием от аккумуляторов. И при помощи нее ищем источник помех тыкая антенной в разные блоки подкапотного и внутрисалонного пространства наблюдая при этом за характером шума и показаниями S-метра. Дальнейшие действия должны уже определяться тем, какой из узлов генерирует помеху. Универсальных рецептов (навесить везде ферритов или обернуть фольгой) тут нет, каждый случай требует отдельного рассмотрения. Увы.
Но и это еще не все, предположим, что разобравшись с помехами в собственном автомобиле и доведя до совершенства всю приемно-передающую аппаратуру и настраиваясь на вожделенный 15 канал мы опять не можем связаться на нужное нам расстояние, и тут стоит упомянуть о такой вещи, раздолбайство и эфирный мусор.
Вредные помехи
Да, да. Выше я уже писал, что подавляющее большинство тех, кто использует 15 канал не следят за своей аппаратурой, у них рация в паре с антенной свистит, шипит, кряхтит и бубнит, и мешает работе других корреспондентов, но это не самое главное. Гораздо важнее, понимание характера работы на Си-Би диапазоне. А диапазон этот не простой, в прямом смысле слова. Изначально этот участок диапазона был выделен гражданам на вторичной основе. Это означает, что на первичной основе он использовался для сброса различного радиочастотного мусора. Допустим, разрабатывается какая-то мощная медицинская или промышленная установка способная генерировать кроме полезного сигнала, какой-то дополнительный радиомусор, что, увы, неизбежно. Так вот цепи такой установки способные гадить в эфир настраивались как раз на частоты Си-Би диапазона. Ну, чтобы всяческие паразитные излучения не мешали работать другим службам, которые тоже используют эфир. А граждане они терпеливые, переживут. Зато бесплатно. Покупай радиостанцию, и пользуйся, без каких-либо лицензий. И вот как-то повлиять на наличие такой помехи мы просто не можем, остается только ждать, пока она не исчезнет, поскольку мы отъехали на достаточное расстояние от источника, или закроется прохождение (о нем подробнее ниже).
Дальние прохождения
Стоит также напомнить о том, что Си-Би диапазон находится на верхнем участке коротких волн, где есть такое явление, как «дальнее прохождение». Это когда волны отражаются от ионосферы и способны вместо 10-15 километров преодолевать 700-2000км. Вот представьте себе, что работает где-то далеко, например, промышленная установка (о которой упомянуто выше). Открылось прохождение, и мы ее слышим. И не только ее, а всех кто одновременно использует выбранную нами частоту в зоне прохождения. Правда, здорово? Также стоит отдельно сказать именно о 15 канале. В последнее время, не смотря на то, что у нас в стране теперь официально разрешено только 40 каналов, не смотря на уменьшение доли радио такси в эфире, наиболее активным по части общения был и остается общий канал автомобилистов – 15 с амплитудной модуляцией. Все больше человек покупают и устанавливают себе радиостанции. Это, конечно не плохо, если бы не существовала еще одна прослойка в нашем обществе. Это торговцы, которые смекнули, что если народу в 15 канале много, то можно на этом хорошо заработать. Трассовые торгаши, не смотря на запреты и нарушения ставят мощные и эффективные базовые антенны с усилителями, рации с автоинформаторами и гонят в эфир рекламу. Мало того, что это затрудняет общение в канале, так при дальнем прохождении еще и сильно мешает. 15 канал и так чрезвычайно перегружен, а тут получается сущая вакханалия! Представьте, одновременно на куче дорог работает куча автоинформаторов, открылось прохождение (а открывается оно часто и обычно бессистемно, особенно летом), и мы слышим не только тех кто рядом, но и тех что за 1000км, и поскольку на 15 канале постоянно кто-то работает на передачу, мы эти сигналы благополучно примем. Причем бывает так, что дальнее прохождение полностью забивает местный прием.
Выводы
Попробуем резюмировать, что все это значит для нас и почему же у нас часто нет связи на заветные 10 км?
Факторов, как мы уже поняли, несколько, во-первых, это недисциплинированные водители которые не следят за своим оборудованием, не грамотно пользуются шумоподавителями, не слышат, что канал занят кем-то и начинают включатся на передачу, перебивая друг друга. Поэтому в крупных городах в эфире настоящая «каша», на трассе с этим несколько получше. Другие водители, не желая слушать эту какофонию затягивают шумоподавитель и довольные едут, слыша только тех кто рядом. Докричаться до таких ребят крайне проблематично. Аналогичный эффект происходит когда открывается прохождение. Многие затягивают шумодвы, чтобы шум не напрягал, а то и вовсе отключают радиостанцию, включая только тогда, когда надо что-то спросить. Понятное дело, эти товарищи полностью из канала выпадают, докричаться до них и поговорить с ними абсолютно невозможно.
Во-вторых, снизить чувствительность нашей радиостанции могут вредные помехи из эфира. Источники таких помех я описывал выше, рекламу в эфире я тоже считаю за помеху, когда постоянно в эфире кто-то рекламирует топливо, шлюх и продажу запчастей, любая радиостанция будет терять чувствительность, а если при этом откроется прохождение, то на нас и на других участников радиообмена обвалятся сигналы, вообще непонятно откуда и сделав радиообмен в определенные промежутки времени практически невозможным.
Описать это можно примерно так. Допустим, пришли Вы на панк рок концерт. Музыка гремит, люди в зале орут, подпевают лохмачам на сцене. И тут вы видите своего приятеля Васю, с которым давно хотели поговорить. Вася стоит от Вас в 5 метрах, и Вы кричите ему «Привет Вася», а Вася Вас хоть Вас и видит, но совершенно не слышит, поскольку чтобы не оглохнуть от мощных гитарных запилов – затолкал себе в уши ваты (затянул шумоподавитель). Конечно, если Вы подойдете к нему близко и начнете кричать в ухо, он Вас услышит, и Вы даже сможете кое-как пообщаться, но на больших расстояниях Ваша затея обречена на провал. И с другой стороны, если убрать со сцены музыкантов, слемящихся и орущих панков из зала, то даже с ватой в ушах Вася Вас услышит, и вы сможете поговорить и с 5 и с 10 метров без особенных проблем, а если Вася вытащит вату из ушей, то еще дальше. Иными словами, общаться на рок концертах и в кузнечном цехе бывает достаточно сложно, помните об этом!
К чему это лирическое отступление? Если в 15 канале Вам не удается добиться качественной связи, попробуйте с каким-нибудь корреспондентом отойти в другой не перегруженный канал и проверить качество связи там. Попробуйте использовать разные типы модуляции, не только AM, еще и FM. И если в другом канале дальность связи будет значительно отличаться от таковой в 15 канале, значит, проблема кроется исключительно в эфире на который, как мы помним, повлиять совершенно невозможно, как невозможно по щелчку пальцев остановить ветер или выключить солнце.
Ясное дело, что полностью от помех Вам избавиться не удастся, таков уж этот диапазон – 11м, тут и прохождения и мусор от промышленных установок, но, тем не менее, имея эти знания, Вы самостоятельно сможете трезво оценить состояние своей аппаратуры, провести начальную диагностику и сделать правильные выводы.
Надеюсь, Вам это поможет. Дальних связей и чистого эфира. Если есть вопросы, задавайте в комментариях.
Всем удачи, 55, 73!
Толково!
Два дня назад ехал со свадьбы сына и зацепил разговор двух дальнобоев, жаловались на качество связи. Когда повстречался с ними, был дико удивлён – у одного из них антенна была установлена на пластиковом спойлере, у второго на кронштейне зеркала, через пластмассовые втулки. Провёл начальный ликбез, благо с собой был КСВ-метр, переставили и настроили антенны. После этого ехал ещё километров десять и с чувством полного удовлетворения слушал слова благодарности
Домой приехал поздно ночью, но доволен, как бухой слоняра – сын женился и паре водил-профи помог
P.S. При ближнем приёме идёт перевозбуд, в динамике сильное рычание – как убрать? Рация – Vektor VT-27 Comfort, антенна -Optim CB-2001, установлена на релинге, авто – Опель Астра Фемили.
Почему ж/д пути постоянно фонят, иногда ASQ не успевает отрабатывать на них.
и да у меня тоже, как у Юрца вектор комфорт и есть подобная проблема – при ближнем приёме рычит динамик, антенна магнитка оптим 1с100
А что теперь в сетке Е нельзя в эфир выходить , только С оставили ???
Да 15 канал засрали сил нет.
Вопрос: если не 15 канал, то какой использовать 14, 16, какой альтернативный канал используют дальнобойщики?
С уважением.
Как влияет на качество приема то, что антенну сильно раскачивает ветром на скорости или на плохой дороге?
Не радикально. Антенна обычно рассчитана на такие условия работы.
Подскажите пожалуйста, выбираю антенну (магнит), правильно считать основным критерием “Коэффициент эффективности антенны”? И что за параметр “каналы” (встречал 20, 30, 40, 90)? Спасибо.
Я не знаю, что такое коэффициент эффективности антенны и исходя из чего он рассчитывается. Если просветите, буду благодарен. А каналы, это видимо ширина полосы рабочих частот.
Спасибо.
Можно ли новую рацию megajet mj 450turbo доработать? Если да то как с вами связаться?
Можно. Пишите в раздел контактов.
Добрый день! Хочу установить Optim Apollo под водительским сиденьем. Возможно ли подключение питания от электрорегулировки сидения, как это скажется на качестве связи? Спасибо!
А почему не хотите протянуть линию от аккумулятора под сиденье?
Мне кажется это сложным. Наверняка придётся снимать панели внутренней обивки.
А что вам мешает запитаться хотя бы от блока предохранителей через разветвитель?
В случае с питанием от аккумулятора обычно не требуется снимать обивку, а вот снять что-то в подкапотном пространстве, чтобы добраться до технологического отверстия для проводки в салон – это почти наверняка.
Понимаю конечно что 15ый канал на 27 mHz уже исторически под дольнобойщиками и против системы сложно идти, но может переход на 70см решит многие проблемы?
Денис, какое Ваше мнение на этот счёт?
Думаю, что уход на УКВ это логично. Увы, с нашим законодательством гражданам на этих частотах можно пользоваться только игрушками с интегрированными антеннами. А так, было бы здорово. Во всяком случае, вне городов диапазон LPD вполне для связи пригоден при должном подходе.
“Во всяком случае, вне городов диапазон LPD вполне для связи пригоден при должном подходе.”
Да так же засрут как и 27, криво установленные антенны и рекламщики
Аналогия с концертом очень показательна. Недавно в очередной раз ездил на дальняк и насколько меньше приходилось повышать порог шумодава в 50км от Москвы. Соответственно и дальность уверенной связи возрастала в разы.
Что касается питания радиостанции, то встречал информацию об Optim Apollo I, обладателем которого и являюсь, что у него отсутствует фильтр питания. Насколько это правда?
В качестве доказательства важности правильной организации питания хочу поделиться своим небольшим опытом. Хотя конечно это не доказательство без измерений, но всё же. Машина Skoda Yeti.
Ради интереса смастерил на быструю руку подобие фильтра из ферритового кольца, обмотанного несколькими витками проводки, и 3 конденсаторов (1000мкФ + 220мкФ + какой-то керамический). Конечно надо бы еще диод впаять. Но даже так стало гораздо меньше наводок c бортовой сети. Питание было от прикуривателя.
После этого, когда надоело делить прикуриватель с телефонной зарядкой, перенес питание в блок предохранителей. Минус взял с кузовного болта, который там же имеется. Паттерн шумов в эфире не изменился (белый шум – как и полагается), а дальность приёма повысилась заметно на удивление.
Антенна при этом использовалась магнитная President Missouri Export (теперь перешел на врезную 1.6м )
Не знаю пока стоит ли тянуть “+” от аккумулятора, но если будет время – попробую заняться.
Ну и пользуясь случаем, хочу выразить вам, Денис, благодарность за столь обширную базу знаний по радиотехнике и доступный формат изложения для неподготовленного человека.
Всем привет кто подскажет почему когда общаюсь по рации мне отвечают што моя рация проходит шумно?