Попала ко мне на стол известная всем и побитая жизнью антенна Lemm AT-2001 Turbo. Антенна никогда не дорабатывалась, а была установлена, что называется, как есть, на автомобиль. Эксплуатировалась в течении 3х лет в Москве, Подмосковье и в других частях нашей необъятной родины. Поскольку всем интересно, нужны ли доработки антенн и так ли страшно то, что за антенной не ухаживают в процессе эксплуатации? Это мы и узнаем.
Сразу скажу, что эту антенну мне подарили, и я не стал ее разбирать сразу именно из соображений того, чтобы показать Вам результат работы агрессивной столичной среды и ее взаимодействия с продуктом разработки итальянских инженеров.
Антенна мне досталась без кабеля. Подозреваю, что он сгнил и его выбросили, поэтому буду снимать только то, что есть. Перед разборкой внимательно изучим антенну (большая часть фотографий кликабельна).
Антенна оригинальная, из старых поставок, о чем говорит логотип на удлиняющей катушке.
Если кто не знает, то сейчас оригинальных антенн от Lemm нет! Фирма Lemm как производитель антенн свое существование прекратила. На рынке присутствуют только китайские поделки с изолятором на удлиняющей катушке из термоклея, который переламывается при любом удобном случае. О том, как отличить оригинал от подделки можно почитать тут. Начнем сверху. Винты удерживающие полотно антенны заросли грязью и скорее всего закисли.
Снимаем резиновый колпачок и видим, что тут тоже все закисло. Для вытаскивания полотна антенны придется пользоваться тисками, пассатижами и феном.
Спускаемся ниже и видим, что на стыках каркаса катушки с металлом довольно много грязи. Не исключено, что вода попадала внутрь антенны. Чуть позже мы сможем проверить это (внутри корпуса катушки что-то болтается).
Внизу картина аналогичная.
Кочерга-болт связывающий холодную и горячую катушки откручивается со скрипом, но откручивается.
Смазки нет вообще никакой. За антенной не ухаживали!
Никак. Сухо как в пустыне.
Разбираем холодную катушку – основание.
Здесь тоже побывала вода. Везде окислы и грязь.
С обратной стороны тоже все окислилось, почернело и позеленело.
Вытаскиваем холодную катушку и видим, что, не смотря на окисление контактных площадок, сама катушка в полном порядке, как будто бы только что вышла с завода.
Пришло время разобрать горячую катушку. Для начала попробуем вытащить полотно антенны.
Один винт выкрутился без проблем. Как видим, внутри куча окислов. Второй винт пришлось греть феном. Для извлечения полотна антенны, пришлось греть верхнюю часть горячей катушки около 10 минут феном с температурой около 400 градусов Цельсия.
В итоге полотно извлечено.
Приступаем к разборке горячей катушки. Для этого нагреваем ее феном и откручиваем зажав нижнюю часть в тисках. Открутив верхнюю часть, видим это! Да… Без комментариев.
Аккуратно снимаем корпус катушки и видим ЭТО!
Стряхиваем осыпающиеся окислы с антенны и штанов в мусор и продолжаем изучать удлиняющую катушку.
Критическими элементами здесь являются места соединения катушки выполненной из меди с верхней и нижней контактными втулкам. У Lemm AT-2001 Turbo эти части соединяются при помощи заклепок, что не вполне разумно, поскольку рано или поздно заклепки и концы катушки начнут окисляться в месте соединения препятствуя прохождению токов высокой частоты, которые, как известно, распространяются по поверхности проводников. Не даром на одном всем известном ресурсе предлагалось припаивать концы катушки непосредственно к частям антенны. Это действительно сильно поможет сохранить работу антенны на более длительный срок.
Здесь же, как видим, все окислилось и почернело. Сама катушка как новенькая, просто по тому, что покрыта лаком.
Какой вывод можно сделать из представленного материала? Вроде бы очевидно, доработка антенны перед установкой необходима, однако не каждой антенне и не всегда. К примеру, вот фотография внутренностей антенны Alan 9 Plus которая честно отработала на фуре около 9 лет (ее тоже подарили вместе с Lemm).
Как видим, ни окислов, ни ржавчины, ничего плохого. А эксплуатировались антенны в похожих условиях. Обратите внимание на основание, оно довольно потрепанное.
Но сама антенна внутри совершенно целая и выглядит почти как новая. Кстати, винт фиксирующий полотно антенны у Alan открутился без проблем, и полотно антенны было извлечено без каких-либо усилий.
Написанное однако, не означает, что автор превозносит Alan над Lemm, благо и у того и у другого производителя есть удачные антенны, а есть и не очень. В любом случае, надо помнить о том, что при покупке, сборке и установке новой антенны надо быть внимательным.
Не собирать антенну «насухо»! Все сочленяющиеся части антенны, полотно с катушкой, катушка с основанием, и прочие элементы подверженные воздействию агрессивных сред и атмосферы должны быть смазаны консистентной смазкой! Как и на других ресурсах, я тоже рекомендую ЛИТОЛ-24 или густую силиконовую смазку от LIQUI MOLY Silicon-Fett.
Эти типы смазок не содержат в своем составе лишних присадок способных вызвать различные спецэффекты при работе с токами высокой частоты. Не стоит использовать медные, графитовые или другие типы смазок для этих целей. Помните, что правильная сборка и установка антенны, это залог ее долгой и исправной службы. Не стоит пренебрегать и герметизацией кабеля способного впитывать влагу и сгнивать. Этот узел антенны тоже необходимо защитить. Не стоит применять для герметизации силиконовые герметики, содержащие в своем составе уксусную кислоту (их легко определить по запаху). Это агрессивные средства только ускорят процесс коррозии.
И помните, что за антеннами нужно ухаживать, как и за автомобилем. В процессе эксплуатации они требуют внимательного отношения и контроля за состоянием и параметрами. В этом случае, ваша антенна никогда не станет такой как на фотографиях выше и будет долго радовать хорошей связью.
Всем удачи, 55, 73!
НАДА БЫЛО КАЛГОН ДОБАВЛЯТЬ
Литол не очень любит пластмассы. Некоторые даже разрушаются со временем. Можно использовать Силикот, это смазка от питерского производителя ВМПавто. Такие смазки,на основе силиконового масла, раньше шли в комплекте с базовыми антенками американского производства.
Не замечал. Все зависит от состава литола конкретного производителя и полимера из которого сделана пластмасса. Литол хорош тем, что он продается везде и стоит дешево. А вот другие типы смазок достать весьма проблематичо.
Не реклама,я к ним отношение не имею, но если кому надо, точно есть в Exist.ru и других интернет-магазинах запчастей.
Номера для поиска:
2301 тюбик 30мл и
2201 банка 400мл
Качество людям!
Интересно, сколько станций умерло от этой антенны.
Я так понял, что не смотря на окислы, антенны всё таки работали? Обрыва ни где не было?
По постоянному току все звонилось. Что там по переменному сказать не могу, не проверял.
А мне попался литол-24, с наклейкой как на фотографии выше, но с какой-то присадкой, которая делала невозможной настройку антенны, пока его не удалил обезжиривателем со всех частей.
Да, такое тоже возможно. Надо смотреть на состав. Он не должен отличаться от того, который должен идти по ГОСТу.
А состав, который указан на упаковке, – по ГОСТу. Но по факту…
Ну, реальный состав, это уже предмет отдельного разбирательства.
Денис, спасибо большое за обзор, весьма полезная информация! Недавно приобрел и установил антенну Optim Union CB Star, верхнюю, горячую катушку разбирал, пропаивал, промазывал, провод изолировал клеем с ниткой, а как разобрать нижнюю, холодную катушку ни где не нашел, не рискнул ломать и оставил ее как есть. Где бы найти информацию по разборке и доработке нижней, холодной катушки? Антенна была врезана в крышу автомобиля, КСВ анализатором показало 1.13, не много проверял, но связью очень доволен.
Не разбирайте холодную катушку, доделывать там особенно нечего.
Принял, спасибо Денис!
Имею опыт разбора Midland / Alan PC 10 в эксплуатации почти три года . Но такого там не наблюдал .
https://www.drive2.ru/b/1894726/
Она сконструирована правильнее. Поэтому таких ужасов там и нет. Есть свои недочеты, но в целом все несколько лучше чем у лемм.
Денис, а откуда инфа, что Lemm приказал долго жить? Вот 2001 в продаже, в Италии – http://cellularlemm.com/?show=AT2001#
Дык не было. И у нас вместо оригиналов одни подделки. Оригиналов в России уже год как не вижу.
Денис, по-поводу антенны Big Optim, как вы считаете следует ее дорабатывать(заливать Литолом, герметизировать кабель на входе в основание антенны)или можно оставить в заводском исполнении? Смотрел один и единственный обзор про эту антенну, говорят что заводское исполнение очень хорошее, достаточно только добавить уплотнительное кольцо под крышку и все.
Подскажи пожалуйста, разбирать до винтика и смазывать надо все? катушку с витками тоже(холодную и горячую)? Или достаточно сопрягаемых частей антенны (резинки, резьбы)?
По моим понятиям, достаточно только точек сопряжения металлических поверхностей подверженных воздействию атмосферы и реагентов.
Денис скажите, на катушки УКВ антенн можно наносить смазку (имеется ввиду литол-24). Слышал что не рекомендуется. Привозили на ремонт антенну в прошлом году, вся в ржавчине. Перебрал, поставили, не прошло и 8 месяцев привозят, вообщем картина та-же все в окислах и ржавчине. Вот и возник вопрос по этому поводу!
Не желательно. Лучше лаком покрыть.
Добрый день. Озадачился применить фольгу под резину на магнитной антенне. Собственно фольги в наличии как таковой нет, есть медный лист толщиной 0,2 мм, то есть несколько толще фольги. Кнак это повлияет на работоспособность антенны?