Замена пьезофильтров на Yaesu FT-857

IMG_3763

Если Вам достался старенький Yaesu FT-857 ранних выпусков, то с проблемой выхода из строя пьезофильтров Вы, скорее всего, столкнетесь. Аппарат Ваш по прошествии определенного времени на прием будет «хрустеть» как будто бы находится в центре грозового фронта. К счастью существует рецепт позволяющий решить эту проблему.

В новых аппаратах сама причина возникновения этой проблемы устранена. А вот со старыми придется повозиться. Суть проблемы в том, что на вход и на выход пьезофильтров подведено постоянное напряжение управляющее пин-диодами благодаря которым и происходит переключение фильтров. Само по себе, то, что на филтрах находится постоянное напряжение не представляет собой большой проблемы, однако фильтры (хоть они и TOKO) не очень качественные и герметичные, в процессе работы в них попадает влага, происходит электролиз приводящий к ускоренному окислению элементов фильтра. Рано или поздно в фильтрах происходит пробой и пин-диоды начинают открываться и закрываться создавая эффект сходный с тем, который наблюдается при приеме антенной грозовых разрядов, треск, шум, щелчки.

В любом случае испорченные фильтры придется заменить, а для желающих основательно поковырять трансивер и выполнить за японцев их работу, существует доработка позволяющая снять постоянное напряжение с фильтров. Ее подробно описал в своей статье Тарас (250) из Новосибирска. Можете повторить его подвиг.

Мы же займемся более приземленными и доступными большинству вещами и не просто заменим фильтры на новые но и реализуем возможность их оперативной замены. Идея это тоже не новая и позаимствована мною у RV4HV, за что ему огромное спасибо. Итак, приступим.

Вскрытие

Для доступа к фильтрам нам необходимо снять верхнюю крышку с динамиком. Для этого необходимо открутить 7 винтов. 3 сверху и по 2 с каждой стороны корпуса.

IMG_3745

IMG_3746

Снимаем крышку и отключив динамик откладываем ее в сторону. Для дальнейшей работы нам необходимо открутить плату приемника от шасси.

IMG_3747

Аккуратно отсоединяем все разъемы, шлейфы и кабели от платы и вытаскиваем ее из корпуса. Нас интересует участок, где находятся пьезофильтры. Находим их.

IMG_3750

Вид с обратной стороны платы.

IMG_3752

Ремонт

Для начала необходимо демонтировать старые фильтры. Выпаять их аккуратно и за один раз не повредив ничего практически невозможно, поэтому выпаивать мы их будем по частям. Берем фен и нагрев корпуса фильтров, снимаем. Перед нами открывается вот такая картина.

IMG_3753

Извлекаем содержимое фильтров. То, что легко извлекается. Припаянные части не трогаем.

IMG_3754

Коррозия крупным планом (кликабельно).

IMG_3755

Наша задача выпаять остатки фильтров, чтобы получилось вот так.

IMG_3756

Выпаиваются оставшиеся части не просто. Проблема в том, что 3 ножки каждого фильтра сидят на земле и имеют отличный контакт с платой, а значит и хороший теплоотвод. Мне в процессе приходилось подогревать плату феном, разбавлять тугоплавкий (видимо бессвинцовый) припой, и только после этих манипуляций удавалось вытащить элемент из отверстия. Будьте очень аккуратны и не торопитесь. Вот эти злополучные элементы.

IMG_3758

После того как мы вытащили остатки фильтров из платы необходимо расчистить отверстия от припоя и запаять в них ножки от панелей для микросхем. Я купил вот такую панельку и просто вытащил из нее нужные мне ножки в количестве 15 штук.

IMG_3742

В итоге у Вас должно получиться вот так.

IMG_3760

Теперь у нас есть возможность менять фильтры почти на лету и выбирать по параметрам те, которые нам подходят.

IMG_3761

Устанавливаем фильтры.

IMG_3762

Хозяин трансивера выбрал фильтры W55E – AM – 15кГц, LTM455GW – FM – 9кГц, LTM455IW – NFM – 4кГц.

После всех операций, все внимательно проверяем, собираем трансивер в обратном порядке и проверяем работу наших установленных фильтров. Если все сделано правильно, то треск при приеме вас еще долго не побеспокоит. А в случае, если это случиться вновь, у вас будет возможность оперативно поменять фильтры на новые.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
  1. Денис

    После доработки и замене элементов треск прекратился, уровень сигнала по приему поднялся, стало приятно слушать эфир, благодарю Дениса за проделанную работу! Самое главное что теперь без проблем можно как «лего» менять фильта по любому срезу на свой вкус, кто еще в раздумьях советую выполнить данную операцию!

  2. Леший

    Стоит написать какие фильтры выбрать в замен штатных, а то выбор одного человека не факт что всем понравится.

    • Штатные, AM-15кГц, FM-9кГц, NFM-6кГц.

      • Сергей(afGanets)

        Денис, давайте уточним: согласно даташита на фильтры ТОКО: АМ Фильтр согласно схеме в сервис- мануале CF1005 ALFYM455H=K имеет полосу пропускания по уровню -6дБ +-3КГц ,т.е. = 6,0КГц;
        фильтр FM CF1002 ALFYM455E=K имеет полосу пропускания по уровню -6 дБ +/-7,5 КГц, т.е. = 15 КГц (широкая);
        и фильтр NFM CF 1003 ALYM455G=K имеет полосу пропускания по уровню -6 дБ +/-4,5 КГц,т.е. = 9 КГц. Все данные взяты из стр. 23 сервис- мануала на FT-857D и даташитов на фильтры TOKO.
        Только так, и никак иначе!!! Дело в том что фильтр АМ (впрочем как и фильтр SSB- 2,4 КГц) участвует в формировании сигнала на ПЕРЕДАЧУ на соответственно АМ и SSB модуляции (сведения из опять- же: сервис- мануала стр.24 ЕМНИП). Посему полосы пропускания именно этих фильтров 👿 оставить без изменений, поскольку расширение именно этих полос может проивести к расширению спектра на ПЕРЕДАЧУ, что сами понимаете крайне не желательно.

  3. Спасибо! Важная и очень полезная информация.

Оставить комментарий