Доработка радиостанции Optim Voyager

Все доработки производятся вами на ваш страх и риск!

Как я уже писал в обзоре на эту радиостанцию, Optim Voyager впитал в себя уже опробованные решения, которые использовались в Optim 778 и Optim Apollo, в результате мы имеем очень не плохую радиостанцию, однако в первой версии не обошлось без шероховатостей.

Доработка модуляции (Beta)

Ставшая уже классической доработка микрофонного усилителя необходима для того чтобы вернуть в передаваемый сигнал высокие частоты и сделать его более звонким и разборчивым. Изначально сигнал средне-низкочастотный и довольно тихий. И если полоса пропускания сделана стандартной для всех радиостанций, то вот тихий сигнал это следствие схемотехнической ошибки. Для интересующихся, схема микрофонного усилителя радиостанции Optim Voyager очень напоминает таковую для President Teddy (увы, схемы для Optim Voyager у меня нет и выводы сделаны после перерисовывания схемы с радиостанции). Для исправления этой ситуации необходимо сделать следующее.

Доработка экспериментальная и не окончательная в будущем будет, скорее всего, корректироваться. Если кто-то будет пробовать, пожалуйста, отпишитесь в комментариях, понравилось Вам или нет, и что хотелось бы изменить, или сделайте свой вариант и поделитесь им в комментариях.

Доработка активного фильтра Hi Cut (Beta)

В отличии от оригинальной радиостанции AnyTone Apollo 2, где в качестве фильтра Hi Cut использована обычная RC цепочка, Optim Voyager обладает полноценным активным фильтром 4-го порядка который способный не только срезать высокие частоты но и за счет большей крутизны среза довольно не плохо фильтровать сигналы с детекторов радиостанции повышая в общем случае разборчивость сигналов из эфира и снижая нагрузку на слуховой аппарат оператора. Аналогичная схема работает в Optim 778. Однако не все так гладко, поскольку использованная схема хорошо работавшая в Optim 778 с его большим динамиком в Optim Voyager работает не очень корректно. Проблема заключается в том, что фильтр вместе со срезом высоких частот дает усиление средних и низких частот (в районе 1,2кГц), что негативно сказывается на разборчивости, как следствие, происходит перегрузка УНЧ, хрипы и искажения сигнала на большой громкости.

Для устранения этой проблемы необходимо изменить характеристику фильтра, для этого необходимо сделать следующее.

Доработка экспериментальная и не окончательная в будущем будет, скорее всего, корректироваться. Если кто-то будет пробовать, пожалуйста, отпишитесь в комментариях, понравилось Вам или нет, и что хотелось бы изменить, или сделайте свой вариант и поделитесь им в комментариях.

Настройки гистерезиса

Для входа в TEST MENU необходимо зажать одну из клавиш Р1, P2, P3, P5 и FUNC и включить радиостанцию.

По умолчанию установлены значения SQs: 02, ASQs: 08-09. Что соответствует гистерезису 4дБ для порогового шумоподавителя и около 8дБ для автомата. На мой вкус, и исходя из практики значение гистерезиса должно быть около 8дБ как для порогового шумоподавителя, так и для автомата, поэтому, рекомендуемые настройки будут такими:  SQs: 03-05, ASQs: 10-12. Точные значения подбираются при помощи генератора стандартных сигналов либо на слух по эфиру методом проб и оценок, как говориться, на свой вкус.

Настройка выходной мощности

Сервисное меню

На всякий случай, если Вы все-таки каким-то чудом «накрутите» параметры инженерного меню, я напишу ориентировочные значения для того чтобы было на что ориентироваться при восстановлении. Настройки для каждой станции подбираются индивидуально, не стоит тупо копировать эти значения в свою радиостанцию, если не понимаете, зачем они нужны!!! Данные значения списаны с радиостанции Optim Voyager с серийным номером: 2399Е161102980

В скобках указано пояснения по тому или иному пункту. Расшифровки сервисного меню у меня нет, так что это только мои догадки, используйте эту информацию на свой страх и риск!!! А лучше вообще не используйте. 🙂

  • С1: 25.615
  • C2: 27.860
  • C3: 30.105
  • C4: PASM: 0259 (калибровка индикатора мощности, калибровать только на эквиваленте)
  • С5: DTMF
  • C6: FRQ1: 0105 (точная подстройка частоты приема/передачи)
  • C7: FRQ2: 0301
  • C8: DTW1: 0061 (уровни DCS)
  • C9: DTW2: 0043 (уровни DCS)
  • C10: CTW1: 0093 (уровни CTCSS)
  • C11: CTW2: 0067 (уровни CTCSS)
  • C12: SQ0: 0381 (частота 27.455, уровень сигнала на входе радиостанции -42дБм)
  • С13: SQ1: 0170 (частота 27.455, уровень сигнала на входе радиостанции -118дБм)
  • С14: ASQ0: 0056 (частота 27.455, уровень сигнала на входе радиостанции -69дБм)
  • C15: ASQ1: 0008 (частота 27.455, уровень сигнала на входе радиостанции -42дБм)
  • C16: RFG: +000
  • C17: Reset (выполнить полный сброс)

И еще раз, по поводу замены разъема RG45 на металлический 8-штырьковый 

По моему мнению, в этом совершенно нет никакой необходимости! Вся легенда о том, что эти разъемы не надежные, ломаются и станции выходят из строя пошла от первых версий MegaJet MJ-555 у которых этот разъем был просто обжат на кабеле и кабель при небольшом усилии легко выдергивался из разъема. Это приводило к совершенно не предсказуемым последствиям. Если шина питания замыкалась с линией управления PTT, процессор станции выгорал. Поэтому Мишей Бирюковым (Бобр) было принято совершенно правильное решение включить в состав доработки замену разъема на более надежный, классический 8-штврьковый. Более поздние выпуски MegaJet MJ-555 имели не просто обжатый разъем RG45, но и залитый под давлением пластиком, что полностью предотвратило случайное выдергивание кабеля из разъема. Плюс сами разъемы и ответные гнезда стали ставить более качественные, проблема была решена производителем на корню. Однако народ с паяльниками по инерции продолжает доделывать станции подобным образом. На мой взгляд в этом нет никакого смысла. Все выше сказанное относится и к Apollo 1 и к Optim Voyager и к Optim Truck, здесь используются качественные разъемы заливаемые под давлением пластиком. Выдернуть залитый подобным образом кабель из разъема можно разве что буксируя автомобиль за тангенту. Если у Вас все-таки есть сомнения в надежности этого соединения, закрепите кабель гарнитуры недалеко от радиостанции пластиковой стяжкой, сняв с разъема нагрузку. Этого вполне достаточно. Кроме того, все профессиональные радиостанции именитых производителей имеют гарнитуры с подобным разъемом, и ничего.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
Оставите комментарий ?

32 Комментарии。

  1. Очень интересно, спасибо за вашу работу!

  2. Спасибо за информацию!

  3. Дмитрий

    Если попадется такая радиостанция обязательно поюзаю.Ну и испытаю доработки.

  4. Стрнник

    Денис, добрый день!!! Хотел спросить, если подкинуть не достаюших пару транзисторов, мощность увиличется?

  5. Стрнник

    Вы не планируете в качестве доработки выложить инфу как можно добавить эти транзисторы?

  6. Стрнник

    Денис, большое вам спасибо, будем ждать.

  7. Евгений Королев

    Денис, а что реально модулятор совсем совсем не запаян (как на фото)? 🙂 или с другой стороны платы немного есть припой?

  8. Дмитрий «Грузовик»

    Денис подскажите пожалуйста какой регулятор отвечает за девиацию ФМ.С уважением Дмитрий

  9. Павел

    Планирую приобрести, качество приёма у стандартной Voyager будет лучше, или стоит приобрести доработанную мегаджет 333?

  10. Павел

    Спасибо, тогда заказываю.

  11. Павел

    Какую антенну к ней посоветуете, ставил на другой авто сначала магнитку, затем врезную. Сейчас судя по описаниям и магнитные не плохи, пока в эту машину вырезать не хотелось или всё-таки резать крышу. Крыша большая MMC Pajero 2

  12. Роман

    Денис,добрый вечер!Заказал у вас эту рацию. Доработки такие же в ней будут или что внесено еще?

    • Да, только эти. Других проблем особенно и нет. Если что и можно улучшить, так это прошивку процессора, но это уже не в моей власти.

  13. Роман

    Спасибо !

  14. Роман

    Денис, добрый день ! А видеобзор про Optim будет?

  15. Попробовал доработать модуляцию согласно изложенной методике. Все получилось. Корреспонденты во время контрольных связей рапортовали о появление высоких составляющих в спектре сигнала (ранее был среднечастотный спектр), но при этом отмечался легкий «передоз» по модуляции. Решил вместо рекомендованного сопротивления 1 кОм поставить 120 кОм (от производителя идет 220 кОм). Стало намного лучше. Возможно это связано исключительно с тембром моего голоса. Вообще было бы здорово подпаять туда подстроечник, чтобы выставить оптимальное сопротивление на ходу во время передачи.

    • Принято! Огромное спасибо за отзыв! А тестировалось в AM или в FM? 220кОм, очень много, голос получается тихий. После доработки желательно проверить и отрегулировать глубину модуляции и уровень девиации частоты на 2,5кГц и 80-90% соответственно.

  16. Здравствуйте. Стоит ли менять Пилигрим первой версии на Вояджер

    • Вопрос риторический. Если работает и все устраивает, то по моим понятиям, менять не нужно, если что-то не устраивает, то да, поменять стоит.

  17. Пилигрим покупал у вас,два года назад,всё работает и устраивает, спасибо, но кажется что слабовата на приём и передачу.Может привык и хочется большего.)

  18. Павел

    Добрый день Денис!!! Дорабатывал модуляцию по вашей методике данный аппарат, в фм мне всё понравилось, в ам не очень, мне показалось глуховато. Спасибо!

    • Принято, большое спасибо за отзыв. Будем дальше работать в этом направлении. Все очень осложняется отсутствием схемы. Плата трехслойная и полностью понять, где, куда и что затруднительно. Но мы его победим!

  19. Обзор по Optim-TRUCK планируете?

Оставить комментарий