Обзор радиостанции TTI GX300 (Австралийское Си-Би)

Время экзотики! На страницах журнала уже неоднократно мелькали разные необычные радиостанции из США и других стран. Станции довольно любопытные тем, что привлекают к себе внимание совершенно чуждым для нас дизайном, а иногда и функциями. И герой этого обзора не исключение. Для людей знакомых с речной и морской тематикой в облике TTI GX300 не будет ничего необычного, и они наверняка зададут себе вопрос, а какое отношение  TTI GX300 имеет к гражданскому диапазону?

А я Вам отвечу! Самое непосредственное. Дело в том, что TTI GX300 была разработана десяток лет назад для австралийского рынка, где диапазон 11 метров (27МГц) используется не только на суше, но и в море, как для коммерческих, так и для не коммерческих целей. Так что, в каком-то смысле, это техника двойного назначения.

Немного про австралийское Си-Би на суше

В Австралии на Си-Би разрешено работать только в режимах АМ и SSB с мощностью 4 Вт. Сетка частот совпадает с американской. Иными словами, это самое обычное классическое Си-Би. Подобной связью в Австралии, как в и Америке, оснащён почти весь грузовой автотранспорт, а также такси и внедорожники. В Австралии, как и во всем мире, основными пользователями Си-Би связи являются водители-дальнобойщики, работающие на, так называемых, автодорожных поездах «Road Train» и снабжающие всё западное побережье грузами.

Такой поезд состоит из 3-4 двухэтажных прицепов. Общая длина такого поезда от 50 до 70 метров. И подобные громадины носятся по австралийским трассам со скоростью до 120км/ч. А вокруг трасс, понятное дело, ни населенных пунктов, ни железных дорог, только сотни тысяч квадратных километров раскалённых солнцем песка и камней.

Почти вся цивилизация в Австралии находится около океана. Так что, если при перегоне такого поезда техника подведёт и машина остановится, то без радиосвязи водитель обречён на верную гибель среди выжженной пустыни.

И на море…

Австралийский морской диапазон 11 метров (27 МГц) находится очень близко от обычного Си-Би и занимает полосу частот 27.680-27.980 МГц, где имеются 10 АМ каналов. Каналы разделены по задачам.

  • 27.6800 Ch 68 – Для коммерческих и рабочих вызовов
  • 27.7200 Ch 72 – Связь между рыболовецким судами и для других рабочих вопросов (судно-берег / судно-судно)
  • 27.8200 Ch 82 – Связь между рыболовецким судами и для других рабочих вопросов (судно- берег / судно-судно)
  • 27.8600 Ch 86 – Для аварийных вызовов касающихся безопасности и бедствия
  • 27.8800 Ch 88 – Для аварийных вызовов касающихся безопасности и бедствия
  • 27.9000 Ch 90 – Для некоммерческих вызовов и прочих задач (судно- берег)
  • 27.9100 Ch 91 – Для некоммерческих вызовов и прочих задач (судно- берег)
  • 27.9400 Ch 94 – Для некоммерческих вызовов и прочих задач (судно-берег / судно-судно)
  • 27.9600 Ch 96 – Для некоммерческих вызовов и прочих задач (судно-судно)
  • 27.9800 Ch 98 – Аварийный канал помощи и прочих задач (судно-берег / судно-судно)

Обычно, подобную связь используют в прибрежных водах, акваториях портов, озёрах и реках. Иногда эти частоты используют и крупные корабли, паромы, буксиры, портовые, гидрографические и спасательные службы, работающие в территориальных водах Австралии.

Новый трансивер от TTI, GX300 понравился судоводителям маломерного флота, поэтому его продажа осуществлялась весьма успешно. Трансивер обеспечивает уверенную связь между судами, находящимися на удалении 10-15 миль (около 30 км). Несмотря на то, что показатель дальности в два раза уступает более мощным, 25 Вт трансиверам морского диапазона 156,050-162.025 МГц, в большинстве случаях такая связь себя вполне оправдывает. Кроме того, техника на диапазон 27 МГц существенно дешевле и для ее использования оператору не требуется наличия никаких сертификатов.

Модификации трансивера GX300, “прошитые” на нестандартные частоты, поставляются на экспорт в Новую Зеландию (26/27 МГц), Южно-Африканскую республику (27/29 МГц), другие страны региона, а также Америку и Европу.

Но хватит подробностей про море, Австралию и прочие вещи, имеющие отдалённое отношение к нашим реалиям. Для нас GX300 представляет интерес, только как герметичный и довольно надежный трансивер для канала дальнобойщиков который можно поставить как на фуру, так и на джип эксплуатирующийся в самых суровых условиях, с бродами и затоплениями.

Внешний вид

Поставляется TTI GX300 в красочно оформленной картонной коробке. Полиграфия выполнена на высоком уровне, а картинки на лицевой и обратной сторонах лишний раз подтверждают, что перед нами не просто си-бишка, а многоцелевой устройство, которое можно поставить как на фуру, так и на катер.

Посмотрим что внутри коробки.

А внутри нас ждет сама радиостанция, монтажный набор, скоба крепления, инструкция и собственно все.

Сама радиостанция выполнена в необычном формате, это эдакий кирпичик с дизайном характерным для морских трансиверов.

Слева расположился динамик защищенный от брызг. Вообще, вся радиостанция выполнена по стандарту IP55. Правее дисплей с крупными цифрами индикации выбранного канала. Подсветка дисплея и органов управления – янтарная. Органы управления расположены вокруг дисплея.

Справа внизу расположилось гнездо гарнитуры также закрытое герметичным уплотнителем.

Соединение гарнитуры и радиостанции выполнено на основе уже всем хорошо известного «телефонного» разъема, как в других профессиональных радиостанциях и некоторых других радиостанциях гражданского диапазона.

Сама гарнитура тоже довольно необычная и ее дизайн аналогичен дизайну морских радиостанций. Все кнопки, включая тангенту прорезинены, а сама гарнитура надежно защищена от брызг. По периметру между двумя крышками проложен резиновый уплотнитель.

Сзади находится металлическая крышка-шасси. Разъем для подключения антенны, кабель питания уплотненный резиновым конусом и гнездо для подключения внешнего динамика, также закрытое резиновой заглушкой.

Здесь же находится маркировочная табличка с серийным номером. Стоит также заметить, что станция стандартизирована для работы на территории России (РСТ).

Функции

Функционал у станции весьма не богат, но достаточен для нормальной эксплуатации.

  1. Кнопки переключения каналов вверх и вниз (всего у станции 40 каналов в центральной сетке частот). Также служат для управления яркостью дисплея. Для уменьшения яркости подсветки дисплея необходимо выключить станцию, зажать кнопку переключения каналов вниз и включить станцию. Для увеличения яркости подсветки дисплея необходимо нажать кнопку вверх и включить станцию.
  2. Ручка регулировки порогового шумоподавителя.
  3. Кнопка вызова приоритетного канала (канал 8). Именно этот канал является т.н. «дорожным» на территории Австралии, аналог нашего 15го. Увы, перепрограммировать этот канал нельзя, он жестко вшит в прошивку.
  4. Кнопка включения режима прослушивания двух каналов. В целом бесполезна, поскольку один из каналов жестко прошит, это приоритетный 8 канал. Актуально для Австралии, но не для нас.
  5. Кнопка сканирования каналов. При включении этого режима станция начинает сканирование каналов. Направление сканирования можно изменить, как вверх, так и вниз, выбрав его кнопками переключения каналов. При сканировании из динамика станции раздаются тихие щелчки.
  6. Кнопка включения Noise Limiter, встроенной системы подавления шумов от зажигания.
  7. Ручка громкости и включения и выключения радиостанции.

Внутри

Крышки корпуса соединяются друг с другом при помощи 7 винтов. Между крышками проложен резиновый уплотнитель.

Радиостанция выполнена на двух отдельных платах компактно упакованных в прочный корпус из металла и пластика. В целом, сборка довольно аккуратная, серьезных огрехов по пайке не замечено. Кое-где присутствует неотмытый флюс, но не критично. Соединяются платы между собой при помощи жесткого многоштырькового разъема.

У станции отдельный синтезатор частоты на LC7152. Кварц синтезатора приклеен к микросхеме синтезатора клеем сверху.

Выходной каскад выполнен по классической схеме, на транзисторах 2SC2078, 2SC2314 и прикручен к алюминиевому шасси через слюдяную термопрокладку.

УНЧ тоже стандартна для большинства радиостанций, это TDA2003, она же вместе с модуляционным трансформатором выполняет роль модулятора.

Процессор станции неизвестно какой, поскольку скрыт за большой черной каплей.

На мой взгляд, это не очень хорошо, поскольку в случае его выхода из строя, станция не ремонтопригодна, но и страшного в этом ничего нет, поскольку стоит станция не много.

Опыт эксплуатации

В целом, станция произвела приятное впечатление. Динамик станции довольно громкий и сигналы из эфира разбираются очень не плохо. Пороговый шумодав имеет небольшой гистерезис и не икает. Работает довольно уверенно. Модуляция из коробки вполне приличная, среднечастотная, не сильно зажатая сверху. В условиях сильных помех приемник станции ведет себя вполне адекватно. В общем и целом, станция мне понравилась.

Итог

У TTI получилась вполне приличная станция, и не смотря на то, что разрабатывалась она для использования в Австралии, она вполне пригодна для использования и в России. На мой взгляд, этот аппарат по достоинству оценят джипперы и мотоциклисты которым критически важно сохранять связь в условиях повышенной влажности. А с этим TTI GX300 справляется превосходно. TTI GX300 достаточно надежна и неприхотлива. В данном случае, минимум функций это большой плюс, такая радиостанция не будет отвлекать от дороги и мешать вождению, что, несомненно, удобно. Жаль, что эти станции больше не производятся и сохранились только в единичных экземплярах.

При подготовке обзора использовался материал из статьи Александра Соколова о трансивере TTI GX300. Увы, ссылки на первоисточник не сохранилось, поскольку обзор неоднократно копипастился на разных ресурсах.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
  1. Сейчас , наверно, уже новая модель вышла?!

  2. Евгений (UB0AGO) ID2500005

    Денис, а вы не планируете делать обзоры цифровых станций? Их, судя по всему, уже много, благодаря сетям DMR BrandMeister, D-STAR и др. Было бы интересно, наверное, почитать обзор или обзоры и Ваше видение цифровой связи.

    • Ну, если бы меня кто-то ими снабжал в нужном для тестировании количестве (хотя бы пара штук), то наверное это направление тоже было бы освещено, но меценатов пока что-то нет. Парочка обзоров на DMR будет, вот только когда, не знаю. Как дойдут руки.

  3. Сергей (R8ADX) 2508036

    Тоже поддержу Евгения, хотелось бы обзоры dmr аппаратуры на страницах журнала! Спасибо Денис тебе за труды

Оставить комментарий