Обзор радиостанции Optim Pilgrim REV.2

Всем привет дорогие друзья, с вами Денис RADIOCHIEF.RU и в этом видео я вам поведаю об обновленной радиостанции Optim Pilgrim.

 

Стенограмма:
Итак, станция обновилась, она имеет внутреннее обозначение “Optim Pilgrim Turbo” хотя это нигде не написано, не ищите, но станция эта из коробки в ФМ способна выдать аж 20 ватт, против 8ми у прошлой версии. В AM мощность тоже немного выросла и это хорошо. Но все это не так важно, а важно то, что новая версия хоть внешне и похожа на старую, это уже совсем другая станция и давайте я вам про все новшества сейчас и расскажу. Кстати, если вы не смотрели предыдущий обзор на пилигрим, рекомендую ознакомиться.
Поставляется радиостанция в картонной коробке с уже привычной нам полиграфией от компании Optim. Казалось бы, на кой черт обозревать коробки в обзорах? Да? Вы мне, не поверите, но на них иногда что-то пишут и это может быть интересно. Так вот по сравнению с предыдущей версией изменилось изображение радиостанции и изменился перечень преимуществ. Теперь в актив Optim Pilgrim записали подавитель импульсных помех Noise Blanker, это, кстати, очень хорошо, в предыдущей версии нойзбланкера не было, но про это мы поговорим отдельно. Также в достоинства записали индикатор уровня принимаемого сигнала, S-метр, это вообще замечательно, поскольку его на мой взгляд тоже очень не хватало. Также тут нас ждет классический дизайн и прочный корпус. К слову, корпус тут, по сравнению с прошлой версией пилигрима не особо то изменился, и хотя справедливости ради надо сказать, что некоторые изменения тут все-таки есть, но по большей части это толстый маркетинговый ход.

Внутри коробки нас ждет радиостанция, микрофон, инструкция, скоба крепления и монтажный набор. Все по классике.

Как я уже писал выше, корпус не претерпел каких-либо значительных изменений. Это те же две крышки покрашенные порошком, которые крепятся на шасси при помощи 8 винтов. Отличия здесь минимальны.

Если посмотреть сзади, то шасси теперь не окрашивается краской, это просто оцинкованный металл. Исчезли винты крепящие заднюю панель к боковинам шасси, и само шасси теперь вырубается и гнется из одного куска металла. Изменилось расположение разъемов, это совершенно не удивительно, поскольку по начинке это уже совсем другая радиостанция.

Можете посмотреть и сравнить сверху у нас старая версия, снизу новая.

Передняя панель осталась практически без изменений, в глаза бросается только увеличенный в размерах дисплей, в остальном изменений нет. Можно сказать, что в новой версии Optim Pilgrim внешне больше стал чем-то походить на своего изначального прародителя MegaJet MJ-150.

В новой версии дисплей больше и ярче. Он отлично читается со всех углов и в любом положении, что, несомненно, хорошо.
На дисплее теперь есть S-метр про который я уже говори и который хоть и грубо, но позволяет оценить эфирную обстановку и состояние антенны. Про S-метр и про то, как им пользоваться я снимал отдельное видео, и ссылку на него я оставлю в подсказках, если не смотрели, обязательно гляньте, это важно и обязательно вам пригодится.

Микрофон – манипулятор – гарнитура – тангента, танкетка, лангетка как ее только не называют, если знаете, как ее еще называют пишите в комментариях, так вот от предыдущей версии она не отличается ничем. Это по-прежнему довольно удобное и надежное устройство. Здесь находится микрофон, тангента клавиши переключения каналов и клавиша быстрого возврата на 15 канал. Итак, с внешним видом закончили, теперь давайте пробежимся по функциям.

И прежде, чем говорить о функциях, надо рассказать о расширенном режиме. О том самом в котором нет ограничений на работу радиостанции. И несмотря на то, что из коробки у вас, скорее всего все уже будет раскрыто, об этом стоит сказать, чтобы потом было меньше вопросов. Хотя кого я обманываю, даже если я про это расскажу всегда найдется тот, кто будет смотреть какими-то другими отличными от глаз и ушей частями тела и этот момент обязательно пропустит и вопрос таки в комментах задаст, ну да ладно. Для получения доступа ко всем функциям станцию необходимо раскрыть. Как это можно сделать.
Для включения расширенного режима необходимо выключить радиостанцию, затем зажать клавишу АМ/FM и включить радиостанцию.
После этого на дисплее отобразится значок oP или 4D. Если у вас отобразился значок oP, ничего не трогайте, выключите радиостанцию, включите и пользуйтесь. А вот если у вас загорелись буквы 4d Клавишами переключения каналов нужно выбрать режим OP и затем выключить и включить радиостанцию снова.
В результате вам будут доступны режимы переключения частотных сеток BAND, и выбор выходной мощности передатчика. Поскольку в режиме 4d сеток всего одна, а мощность ограничена 4мя ваттами что в AM что в FM.
Ну а теперь о функциональных клавишах.
Здесь находится кнопка переключения режимов модуляции AM/FM. Длительное нажатие и удерживание этой кнопки блокирует клавиатуру радиостанции.
Здесь находится кнопка быстрого переключения радиостанции на 15 канал в модуляцию AM. Длительное нажатие и удерживание этой кнопки включает режим сканирования каналов. Выбрать направление сканирования можно клавишами переключения каналов. Отключается сканирование нажатием тангенты (PTT) или длительным нажатием и удерживанием кнопки SCAN.

В природе существует версия Optim Pilgrim со встроенным цифровым сигнальным процессором, который эффективно убирает шумовую составляющую из принимаемого сигнала. Это версия с DSP и у нее этот самый шумодав включается этой кнопкой. Про эту версию я расскажу и покажу как все это работает во второй половинке ролика, так что не переключайтесь. А теперь смотрим дальше.
Это кнопка переключает частотный стандарт Р – Россия (нули), E–Европа (пятерки). Про нули и пятерки, что это такое и зачем оно нужно я снимал отдельный ролик, кому интересно посмотрите, ссылка также будет в подсказках. Длительное нажатие и удерживание этой кнопки позволяет переключать сетки частот, всего нам доступно 6 сеток частот с Aпо F. По 40 каналов в каждой. Центральной является сетка Д. Доступа в дырки тут нет. При изменении сетки, канал и модуляция сохраняется. Все как в предыдущей версии.
Здесь находятся кнопки переключения каналов вверх и вниз. Для переключения радиостанции в режим повышенной мощности нужно включить радиостанцию с зажатой кнопкой переключения каналов вверх. А для переключения радиостанции в режим пониженной мощности нужно включить радиостанцию с зажатой кнопкой переключения каналов вниз.
Еще у станции есть инженерное меню, в которое можно попасть, зажав эти кнопки при включении, но я бы настоятельно не рекомендовал в меню лезть, если вы точно не знаете зачем вам это нужно. Статью по инженерному меню и доработке нового пилигрима я уже опубликовал в журнале, кому интересно можете глянуть. Итак, мы рассмотрели внешний вид и функции, теперь давайте заглянем внутрь.
Что касается потрохов радиостанции то это отдельная история, поскольку от старого пилгрима тут осталось одно название. Слева новая радиостанция, справа старая, можете сравнить и сделать выводы.
Ну а теперь предметно. Поскольку Optim Pilgrim это детище завода AnyTone п появилась она не в самый простой период времени, экономические кризисы, пандемии и прочие прелести переходного периода присутствуют тут во всех решениях, которые производитель применил в своей технике. То есть чувствуется желание сделать все более технологично, оптимизировать процесс производства, сократить издержки и так далее. Я как-то об этом говорил на недавнем стриме, так вот, как и множество других радиостанций с этого завода, Optim Pilgrim перешла на новую платформу, в основе которой лежит схемотехника радиостанции AnyTone Hera.

И если внимательно посмотреть, на плату, то можно наблюдать полное отсутствие настраиваемых контуров в приемном тракте радиостанции и каких-либо подстрочных элементов на плате вообще. Вся подстройка частоты, модуляции и прочих параметров делается средствами электроники, через сервисное меню. Подобный подход мы уже наблюдали в довольно удачной радиостанции Optim Corsair которая является прямым продолжением AnyTone Hera. В целом, платформа получилась не плохая, но любителям что-то покрутить ручками, тут делать нечего. Кстати, тут, как и на президенте барри полностью цифровое управление и несмотря на то, что регуляторы громкости и шумодавов механические они не завязаны на какие-либо аналоговые цепи, они просто регулируют напряжение, поступающее на вход процессора радиостанции, а вот сам процессор уже дальше регулирует громкость и шумоподавиление. То есть от старой аналоговой схемотехники тут осталось довольно мало. С одной стороны это хорошо, по идее, надежность такого решения выше, с другой повлиять на поведение радиостанции можно только через проц. Благо все необходимые настройки тут в доступе в отличии от того же президента и это хорошо.
Ну и давайте внимательно рассмотрим плату. В каскадах приемника используются лестничные фильтры.

Здесь находится встроенный Noise Blanker. Да, он тут тоже присутствует, и он такой же, как и в корсаре. Работает хорошо, давит, понятное дело, не все, то есть суровы помехи от системы зажигания ЗИЛ130 он не вывезет, но с чем по проще вполне справится, и он здесь не отключаемый, то есть работает всегда, так что сравнить и показать вам то, как станция работает с нойзбланкером я не смогу. Могу только сравнить работы старой и новой станции.

Синтезатор частоты на отдельной микросхеме, такой же как и в Optim 778.

Здесь расположился процессор, который всем управляет.

Усилитель низкой частоты, здесь он, кстати, лучше и надежнее чем в корсаре.
Под экраном спрятался преобразователь напряжения, который позволяет работать этой радиостанции как от 12 так и от 24 вольт.

Выходной каскад передатчика на транзисторах 2SC2314 и 13N10. Он способен выдавать в режиме FM около 20 ватт выходной мощности! В режиме AM выходная мощность около 8 ватт несущей и около 12-15 ватт на пиках.

Модуляция осуществляется не через трансформатор, как в старой версии, а через транзистор KTA2022.

Интересной особенностью является наличие места под установку модуля DSP, эта версия без модуля…
А есть еще с модулем. И выглядит он вот так.
Модуль этот работает на прием по низкой частоте, не по ПЧ и способен отфильтровывать и снижать на 20dB белый статический шум, который так или иначе сопровождает прием любых сигналов в любой подобной технике. С установленной платой принимаемый сигнал несколько окрашивается металлическими нотками, но это никак не мешает его приему, а комфорт от приема возрастает в разы. Опять же, в некоторых случаях можно даже просто отключить шумоподавители, в смысле пороговый и автоматический и с комфортом слушать то, что происходит в эфире. Полностью эта система шум не давит, это было бы слишком роскошно, но она способна улучшить жизнь оператора радиостанции, в моем понимании, значительно. Мне понравилось.

Это экспериментальная функция и получит ли она путевку в жизнь зависит от вас, дорогие друзья, я серьезно. Я отвоевал ее запуск в производство мелким тиражом, но вопрос еще окончательно не решен, поскольку руководство оптима хотело этот проект вообще похоронить по непонятным для меня причинам. И если вам понравилось, то пишите в комментариях свое мнение по этому поводу. Надо оно или нет, понравилось или нет, и вообще просто пишите, что вы об этом думаете.

Что можно сказать по итогу. Лично мне новый аппарат понравился. Экземпляры участвующие в этом обзоре, с DSP и без несколько дней тестировались в автомобиле на предмет корректности работы, и в ходе тестирования я выявил пару косяков. А вы как думали, все будет гладко? А вот фиг, есть мелкие недочеты, но они поправимы. Первый заключается в том, что в схемотехнике УНЧ радиостанции есть конденсатор, который не дает закрываться шумоподавителю и после выхода на передачу в режиме AM с открытым шумодавом мы слышим себя в динамике радиостанции, или вообще происходит аккустическая завязка и в эфир пару секунд идет писк.
Решается это двумя путями, во-первых, можно просто конденсатор снести, а во-вторых, станцию можно прошить свежей прошивкой и этот глюк пропадет. Сейчас не буду углубляться в детали, но сделать это можно, прошивка есть, плюс, после прошивки появится возможность регулировать автоматический шумодав, довольно странным способом, но что есть, то есть.
Что касается шумоподавителей, то они отрабатывают корректно. Их работу можно еще улучшить регулировкой через сервисное меню и при помощи генератора стандартных сигналов. Модуляция традиционно глуховатая, как у всех заводских сертифицированных станций, но ее также можно настроить при помощи сервисного монитора она будет звонкой и легко читаемой.

Из нового, порадовал дисплей, яркий четкий, есть S-метр. По сути, в новом пилигриме есть все, что нужно для работы в эфире, высокая чувствительность + приятный звук на прием. Если в будущем версии с DSP станет массовой, будет вообще супер. Что касается надежности, то время покажет, как будет работать новая платформа, но что касается соплатформенника Optim Corsair (AnyTone Hera), то показатели надежности тут на хорошем уровне. В общем и целом, эта радиостанция может быть рекомендована как в грузовик, так и в легковушку если вам нравится такой форм фактор.

Вот такой вот получился обзор, если нашли для себя что-то интересное, ну или просто хотите поддержать автора, то ставьте лайк пишите несколько комментариев особенно про цифровой шумодав, если у вас есть какие-то вопросы, то пишите их под видео, в группе журнала вконтакте, на форуме или в самом журнале под тематическими статьями и подписывайтесь на мой инстаграм, там часто выходит то что не попадает на канал или в группу, все рабочие моменты можно посмотреть только в инсте, все ссылки находятся в описании к этому ролику. И помните, что рации и радиосвязь это конечно хорошо, но главное берегите себя и своих близких, всего доброго, 73!

Всем удачи, 55, 73!

Оцени статью
( 11 оценок, среднее 4.64 из 5 )
Denis Dubov
Денис Дубов/ автор статьи

✅ Автор и создатель журнала RADIOCHIEF.RU Радиолюбитель (позывной R3XCR). Более 10 лет в сфере гражданской и профессиональной радиосвязи. Пишу и снимаю обзоры на технику связи, а также занимаюсь ремонтом и доработками радиостанций.

Хотите поддержать автора? Поделитесь ссылкой на статью с друзьями!
RADIOCHIEF.RU
Комментарии: 10
  1. Александр

    Спасибо тебе Денис за твои выпуски о радиостанциях, ты ЛУЧШИЙ! Теперь по поводу DSP, по моему субъективному мнению с ним гораздо четче становится входящий сигнал, меньше паразитных шумов… Я думаю, меня народ поддержит… Всем удачных ближних и дальних связей… 55,73! ;-)

    1. Denis Dubov
      Денис Дубов (автор)

      Спасибо за теплые слова.

  2. Вячеслав

    Спасибо за обзор. DSP должно присутствовать обязательно, тем более что по НЧ. На чувствительность никак не повлияет. Это моё мнение. Спасибо. R6DEP

  3. Andrey

    DSP должен быть в каждой радио станции, и с AM нужно перейти в FM всем дальнобоям )))

    1. Бобр

      Вы мне напоминаете прапорщика из анекдота:
      – Поезд, СТОЙ, РАЗ, ДВА!!!

  4. Александр

    Классный обзор.Но хотелось бы знать какая рация лудше Пилигрим или Корсар?

    1. Denis Dubov
      Денис Дубов (автор)

      Мне нравится и та и та. Обе хороши.

  5. Андрей

    Если б у “Корсара” была ручка регулировки чувствительности порогового шумодава как у “Пилигрима”, то я конечно выбрал бы его. А так всеже возьму опять “Пилигрим” в автомобиль жены. Старую его версию уже на протяжении многих лет эксплуатирую в своей машине. Простота и оперативность управления даже в “слепую”, наличие “крутилки” шумодава беспорные преимущества данной модели при использовании в автомобиле.

  6. Роман

    Какую антенну под эту станцию ставить, что бы раскрыть полный потенциал рации?

    1. Denis Dubov
      Денис Дубов (автор)

      Sirio 2016, например.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: