Время летит незаметно, и вот, на смену старичку MegaJet MJ-100, производство которого перенесли на Филиппины, пришла новая радиостанция MegaJet MJ-100N с очень интересной системой шумоподавления. В этой станции в отношении работы шумодавов применен новый, доселе не использовавшийся ранее подход, однако, давайте обо всем по порядку.
На самом деле, новая MegaJet MJ-100N не очень сильно отличается от своего предка MegaJet MJ-100. И с основными функциями Вы можете ознакомиться в обзоре на эту радиостанцию, который давным-давно появился на страницах журнала. Тем не менее отличия есть, и где-то они носят позитивный характер, а где-то и не очень.
Внешний вид
Поставляется радиостанция в картонной коробке ставшей уже стандартом для всех подобных радиостанций от фирмы РКК. Цветовая гамма оформления выполнена в бело-голубых тонах. Но видимо делали коробку в большой спешке или дизайнер заболел и на его место посадили уборщицу то ли… Не знаю, что там произошло, но изображение самой станции мало того, что темное и не содержит каких-либо деталей, так еще и сплюснуто по горизонтали, равно как и название радиостанции.
Но не будем заострять внимание на мелочах, поскольку нас главным образом интересует то, что находится в коробке. А в коробке находится стандартный комплект. Радиостанция, гарнитура, скоба крепления и монтажный набор. Инструкции нет.
Сама радиостанция очень похожа на своего предшественника MegaJet MJ-100, но внешне отличается от нее новыми ручками, надписью ASQ, разъемом гарнитуры и собственно надписью под разъемом для гарнитуры.
У станции изменен дисплей. Сказать, что он стал более информативным, наверное, нельзя, он просто другой, хотя и напоминает таковой у MJ-100.
Подсветку производитель выбрал синюю, кому-то это может понравиться, кому-то нет, в любом случае заменить ее довольно просто.
Разъем гарнитуры в отличии от MJ-100 применен 4 штырьковый, аналогичный MJ-300. На мой взгляд, это решение лучше старого DIN, во всяком случае, на MJ-300 оно зарекомендовало себя с самой лучшей стороны.
Сама гарнитура тоже подходит от MJ-300.
В остальном, внешне станция почти полностью повторяет старшего брата MJ-100.
Функции
Функционал MegaJet MJ-100N несколько отличается от предшественника MJ-100, он больше приближен к реальным условиям эксплуатации в России.
- Разъем для подключения гарнитуры
- Ручка включения/выключения радиостанции и регулировки громкости.
- Ручка управления гибридным шумоподавителем (о нем ниже).
- Многофункциональный дисплей.
- Кнопка переключения вида модуляции (короткое нажатие) и включения/выключения доступа в «дырки» (длинное нажатие). Также если, выключить радиостанцибю и зажав эту кнопку включить радиостанцию, то мы попадем в расширенный режим с возможностью выбора сеток частот.
- Кнопка быстрого переключения на 9 аварийный канал (короткое нажатие в стандартном режиме), выбора сеток частот (короткое нажатие в расширенном режиме), и быстрого переключения частотного стандарта Россия/Европа (0/5) (длинное нажатие в обоих режимах).
- Кнопки переключения каналов вниз и вверх.
Также у станции есть несколько особенностей, о которых следовало бы упомянуть.
Шумоподавитель
В MegaJet MJ-100N применена новая гибридная система шумоподавления! Для человека никогда не сталкивавшегося ни с чем подобным, работа этой системы может показаться достаточно необычной, но суть ее работы заключается в следующем. Дело в том, что у MegaJet MJ-100N используются одновременно два шумоподавителя, спектральный и пороговый. Спектральный включен постоянно и он никак не регулируется, порог его срабатывания жестко задан производителем на заводе, а пороговый привязан к ручке регулировки на передней панели.
Поскольку автоматический/спектральный шумоподавитель включен всегда, мы никаким образом не можем просто взять и отключить шумоподавители совсем, чтобы послушать эфир. Функции мониторинга не предусмотрено, с одной стороны это не очень хорошо, с другой, так станция будет меньше шуметь, это тоже плюс. Алгоритм работы с новой системой такой.
Поскольку оба шумоподавителя работают одновременно, причем один из них привязан к выходу FM детектора, а другой к выходу AM детектора, общая эффективность шумоподавления должна быть выше, чем у каждого отдельно взятого шумодава. В крайнем левом положении ручки регулировки шумоподавителя пороговый шумодав открыт (мы этого, правда, заметить не можем, поскольку включен автомат), и работает только автоматический шумоподавитель. Когда мы начинаем вращать ручку по часовой стрелке, в схему включаются цепи порогового шумоподавителя и эффективно давят сигнал, который может пропускать автомат. Иными словами, на определенном этапе пороговый шумоподавитель начинает превалировать над автоматом. К сожалению, в такой схеме понять, где это происходит невозможно, вернее можно, но только экспериментальным путем. В целом, работает такая связка достаточно интересно, но доработка обоих систем будет не лишней, поскольку сократить количество ложных срабатываний можно, только растянув гистерезис, которого традиционно не наблюдается, и немного отфильтровав работу триггера.
Сетки частот
У MegaJet MJ-100N кроме основных сеток частот (С, d, E) в которых распределение частот по каналам соответствует общепринятому, присутствует еще одна сетка – d4, назначение которой для нашей страны весьма туманно.
Список каналов и соответствующих им частот для сетки d4.
- 26.565 МГц
- 26.575 МГц
- 26.585 МГц
- 26.595 МГц
- 26.605 МГц
- 26.615 МГц
- 26.625 МГц
- 26.635 МГц
- 26.645 МГц
- 26.655 МГц
- 26.665 МГц
- 26.675 МГц
- 26.685 МГц
- 26.695 МГц
- 26.705 МГц
- 26.715 МГц
- 26.725 МГц
- 26.735 МГц
- 26.745 МГц
- 26.755 МГц
- 26.765 МГц
- 26.775 МГц
- 26.785 МГц
- 26.795 МГц
- 26.805 МГц
- 26.815 МГц
- 26.825 МГц
- 26.835 МГц
- 26.845 МГц
- 26.855 МГц
- 26.865 МГц
- 26.875 МГц
- 26.885 МГц
- 26.895 МГц
- 26.905 МГц
- 26.915 МГц
- 26.925 МГц
- 26.935 МГц
- 26.945 МГц
- 26.955 МГц
- 26.965 МГц
- 26.975 МГц
- 26.985 МГц
- 26.995 МГц
- 27.005 МГц
Для чего эту сетку включили в прошивку мне немного непонятно, но тем не менее она есть, в ней есть возможность работать как в AM так и в FM, а выходная мощность равно стандартной 8 ватт, как, собственно и в других сетках.
Внутри
В целом, монтаж можно назвать аккуратным. В этом плане MegaJet всегда был и остается крепким середнячком. Все хорошо.
Разводка платы отличается от MegaJet MJ-100, но по сути, схемотехника приемника осталась прежней со всеми достинствами и недостатками характерными для почти всех MegaJet.
Главное, и пожалуй, самое важное отличие от старой MJ-100, это новый процессор. И если в старой станции стоял меганадежный SAMSUNG, то в новые станции стали ставить процессоры ABOV Semiconductor.
Не знаю, может быть это мне так «везет», но с этим процессором станция ведет себя несколько непредсказуемо. Процессор периодически зависает, и станция перестает реагировать на какие-либо ручки и кнопки, а на дисплее пропадает индикация.
Ниже, пара примеров, как это выглядит. Станция была установлена в автомобиле НИВА 2131, питание заведено напрямую от аккумулятора. Антенна Sirio Hi-Power 4000 на кронштейне на водостоке.
Здесь можно было бы сослаться на бракованный и неудачный экземпляр, однако, у меня в лаборатории оказалась еще одна станция на этом новом процессоре MegaJet MJ-450 Turbo (с изменяемой подсветкой) и поведение ее, в целом аналогично, периодические зависания и сбросы. Причем на столе эти эффекты не проявляются, они вылезают исключительно в машине во время активной эксплуатации радиостанции. И хочу заметить, что на старых процессорах (SAMSUNG) ничего подобного и близко не было. Это были меганадежные микросхемы. По прошивкам никаких претензий к новым процессорам нет, а вот к их поведению в сложных условиях, есть. По видимому ABOV оказались более требовательны к питанию и помеховой обстановке, а возможно, просто не корректно разведена плата, не учитывающая какие-то особенности функционирования нового сердца радиостанции. В любом случае, если Вы столкнетесь с подобным поведением новых радиостанций, прошу сообщить об этом в комментариях.
В остальном, как уже писал, станция не сильно отличается от своего предшественника и если закрыть глаза на непредсказуемое поведение нового процессора, ведет себя вполне адекватно.
Практика использования
Я катался и тщательно тестировал эту радиостанции в течении примерно двух недель. За это время успел доработать шумоподавители и модуляцию, а также попробовать изменять приоритеты работы шумоподавителей. Оба варианта рабочие (автомат->порог) и наоборот. Но по поведению, вариант когда автомат всегда включен, понравится все-таки больше, его и оставил. Также существует возможность автомат отключить полностью, восстановив одну разрезанную перемычку превратив станцию в старый добрый MJ-100. В целом, станция показала себя с лучшей стороны, за исключением тех нескольких раз, когда станция непредсказуемо зависала в процессе работы, это неприятно. Для выведения аппарата из комы, его приходилось перезагружать через включение/выключение. В остальном, работа аппарата понравилась и других претензий к нему я не имею.
Итог
В целом, станция, на мой взгляд получилась удачная, за исключением процессора и его работы, я еще поналюдаю за ее поведением и попробую выяснить причины, а также попытаться их устранить. Новая система шумоподавителя кому-то по началу может показаться не удобной, но в целом, работает вполне корректно и к ней быстро привыкаешь. Однако, если для Вас важно иметь возможность слушать эфире без шумоподавителей, я бы порекомендовал либо отключить автомат полностью, либо посмотреть на обычный MJ-100.
Всем удачи, 55, 73!
Уж слишком в бюджет ушли они.. Сэкономили на “дизайнере” и на процессоре… интересно стоило ли менять процессор?
На мой взгляд не стоило.
Бизнес такой бизнес.Минимум вложения–максимум прибыли.
Да это же просто чума, голубой экран я уже люблю эту станцию
Сетка d4 скорее всего для таксистов.
Начиная с дизайна коробки за версту несет леваком. На РКК нет такой модели – http://www.rkk.ru/products/cb/catalogue.shtml
Ну, на левак не похоже, поскольку точно такая же станция была в техническом отделе Оптим Связи и получили они ее непосредственно в РКК.
А в каталог могли и не добавить пока, у них там с этим все происходит не быстро.
денис!
поменяйте везде слово “гарнитура” на “тангента” . Причём это не в первый раз. Вы же профи
Улыбнуло. Посмотрите в википедии, что такое тангента. Это клавиша выхода на передачу, не более.
Приобрёл данную мегажуть.В принципе работает исправно шумодав меня устраивает но продолжаю тестить .За 4 дня поездок прошло одно зависание станции описанное в обзоре.Если больше ничего критичного не вылезет оставлю себе и будем допиливать.В принципе свою стоимость оправдывает.Серийник:16011010
Спасибо за отзыв!
Да кстати установлена тоже в Шниве.Отдельный прикуриватель с предохранителем с аккумулятора. ))).Может мегажуть с Шнивой просто не хочет коннектиться.)))
У меня не шнива, а обычная 2131. Они все-таки чутка разные.
Извиняюсь,да ошибся))))Ну вообщем прошло почти две недели с момента установки,зависаний не повторялось.Шумодав иногда покручиваю.В разных районах помогает,но в основном работает ASQ.При моей установки антенны КСВ 1.3-1,4.Планирую перенос на крышу.Вообщем если не сильно придераться по модуляции )))то вполне достойный бюджетник.
Денис если изыщите причину зависания,если не сложно дополните в обзоре ну или как нибудь отдельным материалом буду очень благодарен.
Денис, если помните, я задавал вопросы в теме про MJ-100, как раз хотел сделать эту схему. Самоделка отлично отрабатывала наличие/отсутствие полезного сигнала, но довести до ума, т.е. заставить самоделку управлять выходным сигналом динамика, я не смог.
Купил mj100n. И все меня устраивало и радовало, но не долго. Стала зависать . То за день может ни разу не зависнуть, а то по 4 раза в день может зависнуть. Меня это очень напрягает! Что-то можно с этим сделать или проще сдать её?
Проблема с прошивкой процессора скорее всего. Простых способов борьбы с этой напастью пока не обнаружено.
http://radiochief.ru/wp-content/uploads/2016/05/IMG_20160518_143042.jpg
Аналогичная ситуация с новой megajet 333 (4 color) из коробки, периодические зависания. Это вообще ремонтируется?
Только перепрошивкой процессора у официалов в Москве, насколько я знаю.