Си-Би антенна из веткоотбрасывателя на Land Cruiser 78

IMG_20140713_151734

Оговорюсь сразу, что это был эксперимент, вполне успешный, но эксперимент. Все началось с того, что мне позвонил хозяин этого замечательного Ленд Крузера, что на фото выше, и предложил реализовать идею из заголовка на практике.

Я вначале отнесся к идее несколько скептически, но любопытство взяло верх, и я согласился. Собственно как же сделать си-би антенну на машине из веткоотбрасывателя? Если честно, то сам я наверное не додумался бы до такого поскольку привык больше работать с готовыми заводскими антеннами, и в короткие сроки точно бы не реализовал, но хозяин машины приехал уже подготовленным все было сделано на совесть и с любовью!

Итак, что представляет собой веткоотбюрасыватели в данном случае?

Справа располагается непосредственно Си-Би антенна из троса, он ней чуть позже.

IMG_20140713_145057

Слева разбитый фарфоровыми орешковыми изоляторами трос, представляет собой УКВ антенну для приемника.

IMG_20140713_145422

По сути, обычный диполь. Но разбитый таким образом на кусочки веткоотбрасыватель не представляет собой резонансную по отношению к полотну антенны справа конструкцию, и не будет служить ни рефлектором, ни директором, искажающим диаграмму направленности, что важно.

Полотно Си-Би антенны справа представляет собой стальной оцинкованный трос длиной 2,5м., натянутый между кенгурятником и экспедиционным багажником. Однако он электрически изолирован от них при помощи тех же орешковых изоляторов.

IMG_20140713_145219

Главным минусом такой конструкции можно считать близость излучателя к кузову автомобиля и значительный наклон, что очень неблагоприятно сказывается на эффективности всей конструкции в целом и излучении в нужном нам направлении в частности. Но техническое задание гласило, что антенна должна быть скрытой, не привлекать внимания, не ломаться от низко пролетающих бревен при штурмах лесных чащоб. Общаться этой с позволения сказать почти «четвертью» требуется на расстояние около 5 км.

Как же заставить работать такую конструкцию? К слову сказать, хозяин Ленд Крузера оказался человеком с золотыми руками и вызывающим искреннее уважение. Машина для своих лет выглядит почти как новая, а с учетом всяких внедорожных доработок представляет собой самый настоящий экспедиционный танк. И, собственно, ко мне в руки попало уже готовое изделие (антенна), которое просто нужно было правильно согласовать.

Поскольку противовесом в данном случае все равно должен быть кузов автомобиля, но при непосредственном соединении оплетки кабеля в точке запитки на массу, резонанс убегал, куда-то в район 23МГц было принято решение настраивать антенну подрезкой линии передачи (питающего кабеля).

IMG_20140713_145114

В результате удалось добиться минимума КСВ на частоте 27МГц, но он все-равно был около 2,5. Длина фидера получилась 3,45м (длина от гнезда на фонаре до радиостанции) + 0,3м (от гнезда на фонаре до антенны). Для снижения КСВ еще ниже было принято решение подключить в точке запитки полотна, емкость из коаксиального кабеля.

IMG_20140713_151707

Емкость представляет собой отрезок коаксиального кабеля RG-58 не замкнутого на одном конце и подключенного центральной жилой на полотно антенны, а экраном на оплетку фидера, питающего кабеля. Путем подрезки удалось добиться КСВ=1,4 на той же частоте, что уже есть вполне удовлетворительный результат, длина отрезка получилась около 85см.

IMG_20140713_151524

При настройке и замерах оплетка на конце кабеля, который будет подключаться к радиостанции необходимо заземлять на кузов.

IMG_20140713_145405

Для тех, кто думает, что «Ага, сейчас и я так же сделаю и будет у меня четверть!», немножко осажу, поскольку эффективность данной конструкции весьма низка. Согласовать можно и фонарный столб, что, однако не означает, что после этого он будет хорошо работать как антенна. Практика показала, что между Базой и Машиной расстояние эффективной связи около 8км. Для случая Автомобиль-Автомобиль это расстояние будет ниже минимум вдвое. Иными словами эффективность такой системы на прием и на передачу оказалась не выше чем у короткой спиральной антенны вроде T3-27. Однако детально оттестировать установку не получилось, возможно, какие-то нюансы всплывут в процессе эксплуатации в боевых условиях.

Однако техническое задание было выполнено, и я надеюсь все участники процесса остались довольны. Во всяком случае, для меня это было интересно и познавательно. 🙂

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • RSS
  • LinkedIn
  • Одноклассники
Не закрывайте просто эту статью - поделитесь ссылкой в социальных сетях со своими читателями и друзьями. Многие из них за это вам скажут спасибо.
Хотите первым получать свежие статьи и обзоры?
Подпишитесь на обновления журнала по e-mail:
Оставите комментарий ?

14 Комментарии。

  1. Владимир

    Интересная идея, но малоэффективная. Тогда уж лучше портативку использовать или T3-27, когда надо поставить.
    Видел у австралийцев — ставят антенны на передний бампер за кенгурятник.
    Но как говорится, хозяин-барин, если заказчик хотел так, то почему нет.

  2. А почему бы не воспользоваться классикой? Четвертьволновым замкнутым шлейфом?

  3. трехсотыйзонт

    Напомнило штурмовик второй мировой. Типа Ил-2, по виду примерно та же идея.

    Кстати а что в качестве короткозамкнутого использовали? Понимаю что коаксиальный кабель, но какой конкретно?

  4. Установил на Xtrail Lemm Eagel на рейлинг, все зачистил, масса уверенная, но получить КСВ ниже 1,8 не удается. Есть резон попробовать сделать это с помощью емкости из куска кабеля, так, как вы это сделали в данном примере?

  5. А не проще было сделать намоткой на этот трос медным проводом?

  6. Не пробовали использовать антенну куликова или Мурену ?

    • Куликовку пробовал из нее не плохая четвертуха получается. Мурену язык не поворачивается называть антенной, хотя кое-как работает.

Оставить комментарий